Блог
Премьера - 19 января 2023
Смотрела - 8 июля 2023
Режиссёр - Юрий Кравец
Не могу вспомнить, когда последний раз видела "ART" (любой) вживую. Наверное, прошло уже лет десять. А тут за один месяц дважды. Сначала очень не повезло со студенческой работой в записи, сегодня же добралась до "Современника".
Наверное, многое можно попробовать списать на мою предвзятость: все-таки если кому-то придёт в голову выпытывать у меня одно-единственное любимейшее драматургическое произведение, это будет именно "ART". Но с другой стороны, в разных виденных прежде постановках почти всегда находилось что-то особенное, что трепетно укладывалось в сокровенную копилку: роль, мизансцена, финал, интонация реплики, взгляд, художественное решение. И не было для меня совершенной интерпретации, хотя была трепетно любимая, пересмотренная раз пятнадцать.
Сегодняшний спектакль на " Другой сцене" Современника не даёт ничего. Мне не даёт - я беззастенчиво субъективна. Да, зал принимает, зал аплодирует и радуется, зал к финалу все-таки ловит смеховую волну и, по ощущению, покидает театр вполне довольным. В конце концов, разве это не один из четырёх способов оценки художественного произведения? А в том числе о них нам рассказывали на мини-лекции, посвященной современному искусству, перед началом спектакля. Так что с антропологическойточки зрения всё ок.
Но при всей моей страсти к антропологии в исторических исследованиях, в критической деятельности чаще хочется от неё отойти. И поговорить о произведении как таковом и восприятии собственном - субъективном, но офигительно заточенном на конкретный предмет. И восприятие это говорит о слишком легковесном подходе к материалу.
Пьесу Ясмины Реза читают в Современнике как поверхностное развлечение, дающее актёрам возможность повалять дурака и погримасничать зрительского смеха ради. Но беда в том, что при подобном подходе, театр сам себя лишает лавин этого самого смеха, потому что за кривлянием пропадает львиная доля репризности самого текста. Да он выглядит практически самоигральным, но только выглядит. Слишком много в нём человеческого. Самого "банального": чувств, эмоций, отношений. Того, что в спектакле так ни разу и не проявляется, замазанное актёрскими попытками выстроить себе внешнюю характерность. Но ведь это внешнее задаётся в первых сценах, а дальше без развития только утомляет.
И финальные монологи с их внутренней драмой, если не сказать трагедией, оказываются ненужными и ничем не подкрепленными. Спокойно можно выходить на поклоны, нарисовав лыжника. Здесь нет прошлой дружбы, а потому не может возникнуть драма - только ходящие по кругу диалоги об искусстве, которые в отрыве от "человека, пересекающего пространство", ничего не стоят. Полтора часа жизни ради "белого дерьма"? Наверное, можно и так.
Пишу и слово за словом ощущаю себя раздражённым Марком, ещё не сумевшем разглядеть ни снега, ни облаков, ни холодного блеска земли. Неправильно это. Надо поговорить по-дружески. Пока это не наносит вреда ближнему. Хотя как это не наносит вреда ближнему? А я? Я совершенно выбита из коллеи. И, пожалуй, отчётливо понимаю, чем именно. Не актёрами. В конце концов, если это они выбрали пьесу ещё в студенчестве, значит, любят её. Спектаклю жизни всего половина сезона, актерски можно многое набрать. Да даже готова принять, что просто сегодня что-то актерски не задалось. Но "зло берёт начало" от режиссёра. И беззастенчивого плагиата.
Никогда не смогу этого понять. Игровая, актёрская пьеса (да, любая пьеса!) - столько можно придумать отталкиваясь от конкретной актёрской природы, столько взять от конкретных актёров, влюблённых в пьесу, а вместо этого - украденные, списанные с совершенно других актёрских индивидуальностей, с совершенно других внутренних течений другого спектакля, мизансцены. Просто россыпь калькирования из старой постановки БДТ: манера Сержа вносить и уносить свою картину (к слову, потому и размер полотна уменьшили по сравнению с обозначенным в пьесе) ; монолог Ивана в процессе почти полного раздевания, обтирания и снова одевания; поза лотоса того же Ивана на реплике "свадьба - дети - смерть - канцтовары"; способ финального поедания оливок (особенно то, как набивает себе ими рот Марк)... Зачем?
P. S. Уже могу собрать мини-альбом французского шансона из финалов разных виденных "Артов". Сегодня он пополнился песней Мари Лафоре "Ivan, Boris et moi".