24 янв. 2024

О роботах и людях

"Беспредметно"

Компания 111/ Compagnie 111

Режиссер, художник - Орельен Бори

Фестиваль «Другой театр из Франции» завершился спектаклем «Беспредметно». На сцене Театра Наций Компания «111 – Орельен Бори» рассказала увлекательную и довольно трагичную историю. В центре ее – одинокий робот и одинокие люди. Можно сказать, что «Беспредметно» рассказали об одиночестве.

Сюжет распадается на несколько частей – жизнь робота-автосборщика вдали от людских глаз, замирание жизни с приходом человека, двусторонняя агрессия и, наконец, попытка диалога.

Как ни странно, первая часть, с единственным действующим лицом на сцене – роботом – получилась самой проникновенной. Скрытый огромной упаковочной тканью, он тщетно пытался высвободиться: вытягивал «голову», «руку», «ногу», но все тщетно. В какой-то момент его мучения стали настолько непереносимы, он с таким отчаянием «вглядывался» в зрительный зал, что захотелось крикнуть: ну разойдитесь же! Или помогите. Ему же плохо! Что вы смотрите?

Пишу и ловлю себя на том, что до сих пор воспринимаю робота живым существом, которое нужно понять и обогреть. И на контрасте воспринимались люди – механизированные до последней стадии. Два человека – словно два автомата, запрограммированных на определенный порядок действий, который, кажется, никто не способен нарушить. Или способен? Тот самый робот, чьи движения и поступки отличались куда большей обдуманностью и непредсказуемостью. Он начал с защиты – не хотелось снова и снова быть бездушной марионеткой да к тому же в бездушных руках. И началась битва-игра.

Игра, в которой люди, наконец, получили свою долю симпатий благодаря восхитительным актерам, чья пластика, акробатика и тончайшая выверенность движений покорили. Математическая точность и цирковая ясность их сценической жизни захватили, заставив даже на какое-то время забыть о полюбившемся роботе. Единственное, что расстраивало – их диалог так и не состоялся.

Да, робот и люди находились в постоянном взаимодействии, но не видели, не чувствовали друг друга на эмоциональном уровне. Они признали друг драга как способные к совместной работе механизмы, но не как мыслящих существ. Так, вместо того чтобы в полной мере очеловечиться роботу, кажется, всей душой стремящегося именно к этому, машинизируются люди. И уходят – туда, за упаковочную ткань, к работу. Теперь они тоже всего лишь машины. А ведь был момент, когда был возможен обратный шаг – когда после ослепительного «звездного неба», в которое превратилась изрешеченная ударами упаковка, - вдруг образовался в ней дверной проем, в который с живейшим любопытством выглянул робот, но… перейти эту невидимую черту ему не удалось.

А люди, вышедшие на поклоны из-за кулис, настолько потеряли все свои человеческие черты, что даже не вывели своего главного партнера к полным восторга зрительским аплодисментам. Вот это было по-настоящему обидно. И, как ни крути, выходит, что машины-человеки все-таки лучше людей-машин…


Оригинал - газета "Вечерняя Москва" - июль 2012

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum