Блог
Сегодня очень красивая дата - 350 лет назад впервые была сыграна комедия-балет "Мещанин во дворянстве". Случилось это не на сцене Пале-Рояля, а в Шамборе. Спектакль был заказан Мольеру и Люлли Его Величеством, раздосадованным великим обманом великого турка :-) На все про все у двух соавторов было пять недель.
Про пьесу и историю создания подробно рассказывать не буду, а вот о самой премьере напишу. За новые для меня факты, связанные с премьерой спасибо прекрасной книге Жоржа Форестье (G. Forestier. Moliere. - Gallimard, 2018). Итак, Шамбор!
В Шамбор, где должны были состояться королевские увеселения, труппа отправилась 3 октября. Тогда же были закончены песенные партии и Мольер отдал в печать либретто к спектаклю.
Шесть дней до 9 октября актеры могли спокойно репетировать - им предстояло на месте соединить спектакль воедино: собрать все драматические сцены и интермедии в единое действо. Только сейчас на сцене, наконец, одновременно оказывались и актеры, и певцы, и музыканты, и танцоры. Дальше приехал король, начались ежедневные спектакли (правда, в очередь с итальянцами, но тем не менее...). К слову, среди прочих итальянских актеров в Шамбор прибывал и Доменико Бьянколелли - сеньор Доминик, знаменитый Арлекин эпохи. Его Мольер и Люлои планировали занять в итальянском выходе "Балета наций", венчающего комедию-балет.
Премьера состоялась во вторник 14 октября на сцене небольшого театра, возведённого Вигарани (тем самым, что 10 лет назад уничтожил декорации Торелли) годом ранее для спектакля "Господин де Пурсоньяк".
Вездесущий Мольер блистал в роли Журдена, Арманда Бежар и Ла Гранж играли юных влюбленных, Катерина Де Бри и Ла Торильер - пару аристократов, Дю Круази был хитрым слугой, а Юбер (наследовавший Луису Бежару в ролях сварливых жён) воплотил образ госпожи Журден. Мадлена Бежар, кажется, впервые отсутствовала, а потому ловкую служанку Николь играла новенькая - м-ль Боваль, несмотря на то, что была на тот момент на восьмом месяце беременности. Именно ей роль Николь обязана своим неумолкающим хохотом - смех м-ль Боваль был уже знаменит и любим публикой, а потому Мольер (по своему обыкновению) и его превратил в характеристику персонажа.
Успех был столь велик, что спектакль пришлось повторить трижды: 16, 20, 21 октября. Так что огромные расходы (14000 ливров (150 тыс. евро) только на костюмы, из которых 4000 ливров на костюмы мольеровской труппы) вполне себя оправдывали. Кроме того, труппа получила благодарность в размере 8000 ливров - по 600 (6.5 тыс. евро) каждому актеру. То есть сейчас мейсиво Мольера и Арманды за эти праздники разбогатело на 2400 ливров (напомню, что помимо актерского пая, у Мольера было ещё и два авторских).
Естественно, после столь напряжённых недель, актерам надо было выдохнуть, и они взяли двенадцатидневный перерыв, чтобы лишь 2 ноября выйти на сцену родного Пале-Рояля. Правда, совсем ненадолго. Они успели отыграть лишь три спектакля, когда Людовик вновь потребовал их ко двору - на этот раз в Сен-Жермен. И для чего? Конечно, чтобы вновь увидеть "Мещанина во дворянстве", которого вновь сыграли трижды (9, 11 и 13 ноября). А двумя днями позднее Жанна Боваль родила девочку, которую крестили там же, в Сен-Жермен-ан-Ле, т.е. актриса не оставила партнёров и до последнего дня выходила на подмостки.
А дальше... Несколько дней репетиций, чтобы ввести новых ("своих") музыкантов и танцоров, и вот уже городская премьера "Мещанина во дворянстве" - воскресенье, 23 ноября. И снова успех. Правда, конечно, в финансовом отношении далеко не столь значительный, как Шамборе - доход составил 1397 ливров.
P.S. Картинки все из той же прекрасной книги, в комиксах рассказывающей о Мольере. Ее автор - Jean-Michel Coblence, а художник - Elléa Bird.
P.P.S Переводы всех реплик из пьесы (в комиксе) - Николай Любимов.
14 октября 2020 г.