Блог
За последнее время в нескольких спектаклях использовали (или почти использовали) французский театральный жезл, которым отбивали начало спектакля. По горячим следам расскажу, что это такое.
В оригинале этот важный (пусть и оставшийся в истории) аксессуар называется «brigadier» («бригадье»). В русском переводе – жезл.
Это палка, верхняя часть которой обернута красным бархатом и обита золочеными гвоздиками. Иногда ее еще называют «жезлом (палкой) ведущего спектакль».
(Очень коряво сейчас прозвучало. Во французском языке эта должность обманчиво для русского уха величается «режиссер», но по факту она исторически обозначала человека, который следит за ходом спектакля, за тем, чтобы весь реквизит был на месте, чтобы актеры вовремя выходили на сцену. Сегодня этим термином называют и завпоста.)
Так вот с этим жезлом выходил на сцену ответственный за спектакль и трижды ударял о сцену, тем самым объявляя о начале представления и давая сигнал к подъему занавеса. Причем трем размеренным ударам предшествовало двенадцать в ускоренном ритме.
Религиозная гипотеза гласит, что исторически двенадцать ударов символизировали двенадцать апостолов, и три – Троицу. То есть три удара – во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Возможно, необходимы были эти удара, чтобы обращением к Троице изгнать злых духов: не святое ведь это дело – театр!
Согласно светской гипотезе, объясняющей эту традицию в XVII веке, три удара служили приветствием публике: первый – стороне королевы (côté cour/ сторона двора/ левая, если смотреть со сцены), второй – стороне короля (côté jardin/ сторона сада/ правая со сцены), третий – основной части зрителей (в центр). Некоторые пишут, что в мольеровском театре это еще и обращение к королю, королеве и дофину, соответственно.
Есть, наконец, и чисто техническое объяснение: три удара для театральных служб – для тех, кто на колосниках; для тех, кто под сценой; для тех, кто за кулисами. Все готовы? Давайте занавес!
Ну, и конечно, это сигнал для публики: долой «бру-га-га»! Кипящему в нетерпеливом ожидании залу пора успокаиваться и перестраиваться. Ведь три удара театрального жезла – это еще и знак актерам и зрителям к переходу в иное пространство и в иное время. Практически сигнал к началу трансгрессии.
Сегодня традиция трех ударов ушла в прошлое, сменившись тремя звонками. Но нередко при постановках классических пьес французской драматургии (особенно Мольера) режиссеры вспоминают от этой традиции и слегка подмигивают театральной истории.
P.S. Чуть не забыла еще об одном факте связанном с ударами театрального жезла. В Комеди Франсез об сцену ударяют (ударяли) не три раза, но целых шесть. Такая традиция стала данью памяти двум театральным труппам, в слиянии которых и родился Театр французской комедии: три удара для Бургундского отеля и три – для Отеля Генего.
Февраль 2021 г.