Блог
Говорят, сегодня день художника по свету.
У меня есть самый любимый. Я не видела ни одного из его спектаклей. Но читала. Ради них обзавелась бы машиной времени.
Говорю о Пьере Савероне - художнике по свету Жана Вилара, создававшего для световую сценографию у стен Папского дворца.
К слову, насколько понимаю, именно он считается самым первым художником по свету в принципе. Первым театральным "электриком", шагнувшим в область художественного. Сценическое освещение стало искусством.
О Пьере Савероне говорят, что он был одарен сдержанной элегантностью. Изобретатель белого освещения, ставшего визитной карточкой TNP, человек света, он ничего не любил так, как "населенные тени".
"Населённые" - ключевое слово, ведь, следуя за непреходящими ценностями Вилара и имея в своем распоряжении лишь несколько прожекторов (всё, что позволяла та эпоха), Саверон тонко и ненавязчиво усиливал сценическое присутствие актера.
"Чем больше актер изолирован, тем он объемнее, тем лучше вы его слышите. Зрение и слух идут рука об руку. Они творят совместно, благодаря концентрирующей силе света. Именно свет сосредотачивает внимание на персонаже. Я освещаю актера, потому что больше привязан к персонажам, чем к декорациям: никогда не освещал декорации - только актеров",
- признавался Пьер Саверон, подчеркивая, что Вилар всегда был за людей на голой сцене. Пустом пространстве, упорядоченном только лишь лучами света.
(Нашла большое его интервью. Возможно, было бы интересно перевести его).
А всех, кто хотел бы своими глазами в собственном воображении увидеть великолепную световую сценографию Саверона, отсылаю к прекрасной книге Татьяны Проскурниковой "Авиньон Жана Вилара" или хотя бы к главке о Виларе в ее же книге "Театр Франции. Судьбы и образы".
P.S. И ни одной внятной фотографии, на которой была бы видна работа со светом... Так что вот вам просто общий план "Дон Жуана".