28 янв. 2024

Заигрывание без любви

"Безумный день, или Женитьба Фигаро", Бомарше

Казанский русский драматический театр им. В. Качалова

Режиссер - Александр Славутский

Художник - Александр Патраков

Премьера – 18 сентября 2015 г.

Смотрела летом 2017 года (в рамках летнего сезона Фестиваля Станиславского. На сцене Губернского Театра)

На январь 2024го спектакль еще в репертуаре 

Законченный текст тогда (семь лет назад) не родился – слишком сильно было разочарование. Думала, никаких мыслей моих не сохранилось, но на днях (сейчас январь 2024 года) нашла сумбурные тезисные записи, сделанные в антракте и после спектакля в очереди в гардероб. Не меняю ни стиль, ни настроение – разве что причешу опечатки.

 Мысли в антракте:

 Текст Бомарше сокращен и дописан, что мучило Мюнхгаузена больше всего. Дописан отсебятинами и дополнен великими и разными - от Гете и Шекспира до Вс. Рождественского и кого-то еще.

Монологи апарт подзвучиваются. Фигаро глубокомысленно рядом со своими монологами шпарит стихи. Все с той же подзвучкой.

Текст местами зачем-то перетасован и передан от одного персонажа другому. Например, первая реплика Сюзанны про головной убор и ответ Фигаро перенесены в сцену Сюзанны с Графиней перед приходом Керубино, и ответ, соответственно, передан Графине.

В какой раз не могу понять, зачем внятный текст еще и телодвижениями сопровождать. Зритель тупой? Или так смешнее? Это на реплику Фигаро - "а он в это время будет способствовать прибавлению моего" (семейства, в смысле).

Фигаро пока очень блеклый. Граф много ярче. Но яркость его карикатурная - самая карикатурная в спектакле. Играют не про Фигаро пока, а обычную комедию, где слуга - второстепенный персонаж, оттеняющий главных «графьёв».

Белые прозрачно-пластико-ажурные декорацию с многочисленными раздвижными ширмами. Белые костюмы. Девушки все в шнурованных выше колен белых же ботфортах и коротких пышных юбках. Даже преклонных лет Марселина, что страшно подставляет актрису.

Совершенно необаятельная Сюзанна.

Керубино скучный и манерный. Почему-то этого персонажа частенько стали играть гееподобным, не смотря на его откровенные признания в любви всему женственному.

Актеры пока, к сожалению, совсем не дотягивают. Разве что Базиль? Вот он – вполне уместный. Девушки слишком кривляются и манерничают. В худших традициях провинциального театра.

Музыка - аранжированный Рене Обри с живыми музыкантами.

 После спектакля:

 Пьесу изрезали и перекомпановали безбожно и бессмысленно. Из-за этого несколько ложных финалов, когда зрители начинают аплодировать на окончание - ан нет! После суда и после свадьбы.

Безумное количество массовых сцен и сцен-проходок, которые удлиняют и удлиняют действие. А когда все эти массовки даются вместо вырезанного текста, то становится не понятно, зачем. То есть даже не ради сокращения сценического времени.

Опять поэтические и музыкальные вставки. По сути, арии персонажей. Но их мало, они не у всех. То есть и не мюзикл, но иногда поем - текст нашли подходящий.

Какое-то странное педалирование акцентов на полотерах. Две полноценные сцены натирания полов специальным тапком в специальном танце. И Фигаро следит. Это такие предлагаемые обстоятельства, чтобы мы не забыли, что Фигаро – прислуга, хотя и высокого уровня? Но от взаимоотношений слуга-хозяин, от чего бы то ни было социального режиссер уходит совершенно – комедия адюльтерных положений ему значительно ближе.

Основная часть монолога Фигаро перенесена в сцену суда, где он рассказывает, что его похитили, и потому он "вступил на дорогу, сам того не зная". Причем все перипетии его жизни даются через запятую - брил, писал, издавал, играл…

Отвратно перекомпанованы сцены так, что теряется напрочь смысл и юмор. Убраны почти все "мелкие" апарты, по которым зритель мог следить за интригой. Интриги нет. Нет чередования ночных эпизодов, нет неожиданных разоблачений. Все линейно и неинтересно.

Одна есть классная оценка у Фигаро: в момент узнавания Сюзанны и понимания, что в беседку с Графом ушла Графиня, он хватается за голову и выдает - "бедный Граф!" Только эти два слова - и в них понимание того, что Графу предстоит за это претерпеть от жены. Очень крутая тут мужская солидарность. Но повтором этой же реплики с шаржированными ужимками и заигрыванием с залом актер все портит. Дальше уже звучит реплика полностью - "Бедный граф, столько усилий, чтобы заманить собственную жену".

Актеры, особенно Фигаро, вообще, безбожно заигрывают с залом. Именно по-актерски дешево заигрывают, а не играют. И это обидно.

Музыка Обри привычно минорная, окрашивающая в минор и все действие. Но окраска эта конкретно этой постановке не пристала. Режиссер веселит публику всеми силами. Порой и в ущерб вкусу.

Финальная песня - "Виват, любовь!", но что странно - весь спектакль любви особо и не было. Были попытки игр в интриги. И все.


Лето - 2017 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum