26 янв. 2024

Изгнание из Пти-Бурбона

Ровно 360 лет назад - 11 октября 1660 года - труппу Мольера в самый разгар сезона выгнали из ставшего к тому времени привычного им Пти-Бурбона. Итальянцев, с которыми они делили это помещение, впрочем, выгнали тоже.

Ещё 10 октября ничего не подозревающие актеры играли спектакль, а на следующий день г-н же Ратабон, суперинтендант Королевских Строений, приказал театр снести.

Причина - все это решено давно и, мол, архитектор Перро, наконец, устал ждать и приказал, чтобы разрушение уже началось. А все потому, что это место необходимо для возведения будущей колоннады Лувра.

"Злонамеренность Г-на Ратабона была очевидна", - записал Ла Гранж. Актеры обращались к своему покровителю Месье, к самому королю, но остановить запущенную бюрократическую машину не удалось даже монарху. Лагранж цитирует аргументы Ратабона в споре с его величеством: мол, "место, где стоял театр, было необходимо для здания Лувра; а чьи до его внутренних помещений, устроенных некогда для Королевских балетов и принадлежавших Его Величеству, то он не думал, что следует принимать в расчет комедию, когда дело касается перестройки Лувра".

И правда в этом была. Фактическая. Вот только не было никакой спешки, ведь в итоге основание колоннады было заложено лишь спустя пять лет. Современники грешили на влияние Бургундского отеля, который, не сумев победить Мольера в творческом поединке, решили испробовать методы "архитектурные". Собственно, логика была следующей: играть Мольеру будет негде, спектаклей не будет, актеров переманим, зрители вернутся к нам.

Так что, спасибо, что получилось спасти хотя бы костюмы. В отличие от большинства декораций - в том числе актеры лишились всей машинерии Торелли. Легенда это или факт, но Лагранж пишет, что все, созданное Торелли, было сожжено его завистником и преемником Вигарани, чтобы "похоронить воспоминание о старике Торелли".

В итоге (в перспективе), впрочем, актеры оказались даже в выигрыше. Теперь им принадлежал Пале-Рояль (бывший Пале-Кардиналь - едва ли не лучшее для своего времени театральное помещение). Правда, находился он к этой поре в полнейшем запустении и требовал немалых капиталовложений (истрачено 4000 ливров). Ла Гранж писал, что три балки сгнили и держались на подпорках, ползала стояло под ткрытым небом...

Да, кстати, Людовик, видимо, не забыл и не простил довольно унизительного для себя разговора с Ратабоном и "в отместку" именно (и лично) ему поручил восстановление фундамента и стен Пале-Рояля.

Выше я упоминала, что желанием Бургундского отеля и театра Маре было среди прочего поживиться актерским талантами мольеровской труппы, на несколько месяцев оказавшейся без работы и средств к существованию, но... Вот, что об этом рассказывает Ла Гранж:

"Посреди всех этих бурь члены труппы должны были ещё противиться розни, которую актеры Бургундского отеля и Маре хотели посеять между ними, делая им всякие предложения и склоняя их пристать кого к одной партии, кого к другой. Но вся Труппа Месье осталась верна сьеру де Мольеру; все актеры любили своего директора, в коем редкие достоинства и дарования соединялись с честным и любезным нравом; это побудило их всех его уверить, что они хотят разделить его судьбу и не покинут его никогда, какие бы предложения ни получали и какие бы выгоды ни ожидали их в другом месте".

P.S. И самое главное. Прекрасные картинки, иллюстрирующие это знаменательное изгнание (на видео в начале поста), я взяла из прекрасной книги, в комиксах рассказывающей о Мольере. Ее автор - Jean-Michel Coblence, а художник - Elléa Bird - Illustration .


11 октября 2020 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum