26 янв. 2024

Комедия в пустом зале

В эту "внутрикарантинную эпоху" была в пяти или шести театрах. Ни в одном из них так остро не чувствовалась "шахматная рассадка". Почему-то бархатный императорский зал при таком раскладе выглядит по-особенному пустым и печальным. А играть Мольера.

Признаюсь, увидев зал, пожалела, что выбрала это время, чтобы пересмотреть "Мнимого больного". Спектаклю и так через две недели исполнится - страшно сказать - пятнадцать лет, а тут ещё почти необитаемые партер и ярусы...

И что сказать? Покорена. Почему-то в год премьеры впечатление было не таким сильным. А сегодня... Состав, кстати, был полностью (если не ошибаюсь) премьерным, то есть мы смотрели на актеров, которые вот уже пятнадцать лет смешат публику мольеровским текстам. И, что поразительно, им это до сих пор удается. И что ещё поразительнее, им самим до сих пор смешно и весело от того, что они делают! И зал хохочет. Хохочет так, словно нет никаких дыр и пустот в зрительном зале.

Страшно хочется написать о спектакле, но не сейчас - чуть позже, когда улягутся эмоции. Хочется написать о спектакле, который живёт, которому не нужны скидки на возраст.

А пока просто несколько мааленьких и субъективных, но важных, думаю, впечатлений.

Во-первых, степень актерской свободы в обращении с текстом. По дороге в театр перечитала пьесу, так что говорить могу вполне уверенно - актеры настолько впитали в себя мольеровские строки, что перебрасываются ими точно и беззаботно, даже когда перехватывают реплики друг друга. Даже когда подсказывают защевавшемуся партнеру, это выглядит не заминкой и забывчивостью, а веселой игрой. Даже когда импровизируют (а имповизации в спектакле хватает), это звучит продолжением мольеровского текста - дыханием конкретного, сиюминутного спектакля. Ведь кто-кто, а Жан-Батист никогда не был автором-педантом. И сами импровизации... Представляю, каким мог бы соблазн импровизировать на злобу дня внутри материала не просто к этому располагающего, но практически принуждающего. Если даже постановки, не предполагающие импровизаций, заигрывают с публикой разговором о ковиде, то чего хотеть от актеров, два с лишним часа изощряюшихся в остроумии на медицинские темы? Чего ждать? Актерского такта и доверия к своему зрителю. И вдруг оказывается, что совершенно не обязательно переписывать монолог, созданный в XVII веке и снабжать его нынешней узнаваемой фактологией, чтобы "завести" зрительный зал и вместе поймать сегодняшнюю волну.

Во-вторых, сегодня на "Мнимом больном" я едва ли не впервые смогла почувствовать внутреннее родство Малого и КФ. В этом спектакле, пятнадцатилетней выдержки, есть все, за что я люблю постановки Дома Мольера - живучесть, мастерство и сиюминутная актуальность, замешанная на вечной классике.

В-третьих (и это "в-третьих" вытекает из моего "во-вторых"), смотрела спектакль и снова, спустя пятнадцать лет жалела, что не Малый театр России стал театром Женовача. Вот где была жизнь и совершенное владение большой формой.

Закончу пока, пожалуй, на этом. Это был чудесный вечер.

(Фото сегодняшнего зала мое, а фото спектакля украдено с сайта театра и принадлежит руке Евгения Люлюкина).


22 сентября 2020 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum