24 янв. 2024

Священные чудовища Малого театра

"Священные чудовища", Жан Кокто

Малый театр

Режиссер - А.Ю.Яковлев

Художник - Н.Л.Слободяник

Премьера - 10 октября 2012 г.

Позднее спектакль переименовали в "Почти все о любви"

Рецензии не вышло, но оформилась часть мыслей по поводу:

Малый театр — один из немногих, куда идешь не на имя режиссера, а просто на спектакль. Конечно, формально у «Священных чудовищ» — последней премьеры театра — есть режиссер Антон Яковлев, но здесь это оказывается совсем неважным. Главные в Малом — артисты. Те самые священные чудовища, о которых написал пьесу Жан Кокто.

Малый театр — это, пожалуй, последний уголок на карте Москвы, где можно воочию увидеть театр XIX века. Не в пыльно-музейном смысле, а в самом что ни на есть живом. Да, декорации на сцене (да и костюмы) — словно из подбора. Да, спектакль выглядит так, словно новость о существовании режиссуры сюда еще не дошла. Да, здесь даже не делается попытка «вчитать» в автора некие современные смыслы. Но, как это ни парадоксально, как это ни мучительно многим современным театральным деятелям было бы признать, здесь есть театр. Вернее, то главное, чего от театра ждешь, — жизнь.

Малый театр на «Священных чудовищах» подарил основательно позабытое ощущение театра, которое возникало в детстве. Те самые, ставшие притчей во языцех, бархатный занавес и кресла, хрустальные люстры и позолота, и… артисты. Актеры, которым, кажется, достаточно выучить текст и выйти на сцену, чтобы увлечь за собой зрителя. Вот Ирина Муравьева — «священное чудовище» этого театра. Глядя на ее Эстер, понимаешь, что мог чувствовать тот же Белинский, когда на подмостки выходили корифеи его эпохи. Кажется, она может сыграть все и везде. Оставаясь собой и пребывая актрисой.

Малый театр… Существует миф, будто бы режиссер необходим, чтобы из солирующих прим и премьеров на сцене возник ансамбль. Чепуха. Священным чудовищам для этого режиссер не нужен — чувство сцены и партнера у них в крови. Кажется, любой из тех, кто играл в последней премьере, мог бы полтора века назад приехать в любой город, где идет эта пьеса Кокто, и без репетиций вписаться в готовый спектакль. И это было бы хорошо.

Малый театр — это удивительная машина времени, которая манит и притягивает. Если бы все театры были такими, наверное, впору было бы сойти с ума. Но Малый — один. И очень хочется, чтобы, видоизменяясь и отыскивая новые формы, этот кусочек себя он сохранил навсегда.


Оригинал - газета "Вечерняя Москва" - ноябрь 2012 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum