17 июня 2024

Наконец, Фигаро

Премьера - 8.08.2023

Смотрела - 14.06.2024

Режиссер - Кирилл Пирогов


А ведь я нашла своего Фигаро. Почти в последний момент уходящего сезона. Кажется, это была последняя возможность - больше не на что было надеяться. Написала, и сразу подумала, что не до конца честна. По-хорошему, конечно, стоит посмотреть еще ввод в спектакль Театра Пушкина, но отложим до следующего года. И в Ленкоме ввод, кажется, был - видела лишь Дмитрия Певцова еще в собственном студенчестве.


Помните, в четверг писала, что "завтра снова Фигаро" - имела ввиду спектакль Щуки, который живет уже почти три года, но до которого все никак не могла дойти. В итоге попала на самый последний показ (в рамках учебного процесса последний, но уже в августе выйдет - на время ли, на всегда ли - на профессиональную сцену).



Это спектакль Кирилла Пирогова, а Фигаро играет Никита Тау. И сейчас я хочу несколько слов сказать именно о нем (к спектаклю, возможно, вернусь в августе).

Сразу оговорюсь, что не считаю этого Фигаро совершенным - но, безусловно, считаю едва ли не единственным на современной московской сцене. Самое главное достоинство Фигаро Никиты Тау - он внятно существует и он действует. Смотришь спектакль, и понимаешь, что пьеса не просто так называется "Женитьба Фигаро", а не только лишь "Безумный день". В чехарду и безумие играть легко - в умного человека много сложнее. Никита Тау делает именно это.


Его Фигаро умен. Умен до расчетливости, что порой может вызывать некоторое отторжение, но и неизменное восхищение. Восхищение человеком, который по кирпичику сложил сам себя. Очень в нем это чувствуется - невероятная проделанная над собой и над обстоятельствами работа и страстное желание, наконец, насладиться плодами своих трудов. Но… очередное стечение обстоятельств путает все планы.


Фигаро Никиты Тау - редкий Фигаро, чей длинный и подробный монолог о прошлой жизни не кажется вставным эпизодом, необходимым лишь по авторской прихоти и для подтверждения более высокого чем банальная комедия положений статуса пьесы и спектакля. В постановке Кирилла Пирогова этот монолог - действительная и действенная потребность высказаться, объяснить, почему он именно таков, каков он есть, почему он здесь и сейчас поступает именно так, а никак иначе. Мне кажется, на "живом" спектакле я еще не разу внутри монолога не слышала "браво" из зрительного зала. И это по-настоящему круто.


При том, что постановочно начинается монолог не слишком убедительно: широкополая шляпа, черный плащ - просто капитан Фракасс, а не Фигаро, но где-то со второй четверти монолога артист справляется с этой мишурой и полностью завладевает вниманием зала. В какой чудесной тишине его слушают! Именно в слышащей, напряженной тишине - не в полусонной прострации от бесконечного количества текста. Мыслящая тишина.

Как-то сразу я перескочила к монологу, толком не попробовав объяснить, из чего "собирается" Фигаро Никиты Тау. Актер играет своего героя в любопытной звуко-речевой партитуре. В жизни говоря без малейшего акцента, Фигаро он наделяет отрывистой речью иностранца. Да, давно встроившегося в новую для себя реальность, но все-таки несколько иного. Словно нарочито иного - мол, вы помните, как тяжело мне тут было строить карьеру: мало того, что слуга, еще и приезжий, чужой. Это один аспект речевой характеристики. Другой - уверенность и размеренность. В обрывистости - до мельчайшего изменения тона продуманность каждого слова и каждого звука (по-настоящему дозволяет он себе свободу голосовую и человеческую лишь в надреальной реальности - в музыке - кусочках оперных арий). В этом снова весь Фигаро - человек, все просчитывающий на несколько шагов вперед. Человек, привыкший к тому, что не с кем поговорить - нет достойных собеседников для такого ума. Единственный - ты сам. И вот уже его мини-монологи апарт превращаются в настоящие диалоги. С самим собой, но без мельчайшего налета шизофрении. Диалоги с самим собой - как проверка идей и планов на прочность. Мозговой штурм в отсутствии команды.


И вот тут как раз есть для меня некоторая немалая недоговоренность образа и спектакля. Фигаро здесь (в том спектакле, который я увидела "на выезде", и где, соответственно, многое просто могло пойти не по плану) - одиночка до мозга костей. Одиночка с "несокрушимой философией" на любой счет. Одиночка, привыкший все проблемы решать самостоятельно. Одиночка, который вдруг, "сам того не зная" и едва ли не "сам того не желая" обрел команду, но не смог или не успел в нее поверить. И потому раз за разом стал попадать в идиотские ситуации, из которых команде этой и приходилось его вытягивать.


Пишу, формулирую и понимаю, что в такой трактовке не просто "что-то есть", а она очень точна и объясняет многое, если не все, из того, что редко поддается логическому объяснению. Мы привыкли, что комизм "Женитьбы Фигаро" рождается из наблюдений за умным человеком, попадающим в глупые ситуации. Но почему он в них попадает? Предложенная спектаклем Кирилла Пирогова причина - из самых убедительных.


Не убедительно другое - откуда, вообще, взялась команда? Или, если совсем прямо: что этому Фигаро - Сюзанна? Чего не случилось на сцене Ногинска - любви и пылкости чувств. В тех сценах, где они должны были выходить на первый план, у Никиты Тау эти эмоции трансформировались в наигрыш и обозначение: "играю страсть", "играю ревнивое отчаяние". Словно умному человеку неловко любить, неловко испытывать сентиментальные чувства. Бомарше, и правду, ходит здесь по очень тонкому льду, но (уберем за скобки индийское кино с обретением ребёнка) умудряется удержаться на поверхности. В конце концов, его собственный вызывающий ум не мешал ему с восторгом тонуть в сентиментальных привязанностях.


Фигаро Никиты Тау пока не любит или не умеет свою любовь проявить. Но если на подмостках учебного театра или уже на профессиональной сцене эта любовь все же возникнет, то аплодировать буду уже стоя.


Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum