Блог
Новая неделя и новый репертуар для «карантинного» канала Комеди Франсез «La Comédie continue!» - «Комедия продолжается!» На этот раз почти все спектакли, предлагаемые театром, принадлежат XXI веку, а для русского зрителя самым притягательным днем театральной программы станет суббота – единственный день без французской драматургии. Но притягательность, конечно, не в этом, а в том, что суббота принесет с собой «Лес» в постановке Петра Наумовича Фоменко.
Понедельник. 27 апреля
21:30
«Всего лишь конец света» по пьесе Ж.-Л. Лагарса, режиссер – Мишель Раскин.
В ролях: Катрин Ферран, Лоран Стокер, Эльза Лепуавр, Жюли Сикар, Пьер Луи-Каликст
Снято в зале Ришелье. 2008
Продолжительность – 2 часа
«Всего лишь конец света» - далеко не самая часто ставимая в России пьеса Лагарса. Куда более известен награжденный в Каннах фильм по ней Ксавье Долана. Так что спектакль Комеди Франсез дает прекрасную возможность для знакомства с ее театральным воплощением. Спектакль в свое время получил премию «Мольер», а в последствии была снята и телеверсия. Традиционно другим режиссером с совершенно иначе расставленными акцентами, но тем же актерским составом, который здесь очень хорош. К слову, на торрентах при желании эту телеверсию (да еще и с русскими субтитрами) можно найти.
Вторник. 28 апреля
21.30
«Лукреция Борджиа» по пьесе Виктора Гюго, режиссер – Дени Подалидес
В ролях: Гийом Гальенн,Эрик Рюф, Сюлиан Браим, Кристиан Хек и др.
Снято в зале Ришелье. 2014
Продолжительность – 2.10
«Лукрецию Борджиа» Дени Подалидеса многие видели вживую на Чеховском фестивале, а кто не успел могли посмотреть в кинотеатрах в проекте TheatreHD. Но тем не менее, это тот случай, когда к спектаклю стоит вернуться сейчас. Дело в том, Комеди Франсез покажет изначальную версию, которая в корне отличалась от нынешней. Лукрецию в этой версии играет Гийом Гальенн, а ее сына – Сюлиан Браим. И то, что сегодня выглядит красивой мелодрамой в оперных декорациях, тогда смотрелось, действительно, трагедией. Возможно, даже в большей степени, чем Гюго мог надеяться.
Среда. 29 апреля
21:30
«Ундина» по пьесе Жана Жироду, режиссер – Раймон Руло
В заглавной роли – Изабель Аджани
Снято в зале Ришелье. 1974
Продолжительность – 2.30
На прошлой неделе мы говорили о телеспектакле «Школа жен» Раймона Руло с Изабель Аджани в роли Агнес. В тот же год юную актрису пригласили в Комеди Франсез на ту же роль, а вскоре Раймон Руло поставил в Доме Мольера «Ундину» - спектакль, который увенчался полнейшим успехом. По мнению современников, подлинным успехом спектакль (прекрасный и сам по себе) был обязан именно Изабель Аджани с ее редким даром предельной актерской искренности и наивности. А еще говорили, что Аджани с Жаном-Люком Буте (в «Лоренцаччо» Дзеффирелли он играл Алессандро Медичи, а в «Ундине» - Рыцаря) смогли явить на театральных подмостках то главное, что заключено в пьесе Жироду, - любовь.
Четверг. 30 апреля
21:30
«Нежелательные песни», режиссер – Филипп Мейер
Снято в Studio-Théâtre. 2011
Продолжительность – 1.05
Жанр «кабаре» любим артистами Комеди Франсез.
Зрители Комеди Франсез давно полюбили некогда предложенный театром жанр музыкального кабаре. С несколькими публика уже успела познакомиться и онлайн. И вот на этой неделе – еще одна возможность прислушаться к голосам актеров главной французской сцены. На этот раз музыкальный вечер будет посвящен не конкретному автору или исполнителю – тема весьма необычна. Мы услышим так называемые «нежелательные» песни – те самые, которые в разное время были запрещены цензурой. Или не запрещены, но подвергнуты определенным ограничениям. Например, те, которым присваивался на радио «гриф» «только после 22.00» или «только после полуночи». Что сказать? Нежелательные песни!
Пятница. 1 мая
21:30
«Третья голова» по пьесе Марселя Эме, режиссер – Лило Баур
Снято в театре Вьё-Коломбье. 2013
Продолжительность – 1.50
Пьеса «Третья голова» у нас почти неизвестна. В текущем репертуаре она, кажется, есть только в Русской антрепризе имени Андрея Миронова, но когда-то был весьма известный спектакль в театре на Малой Бронной в постановке Андрея Гончарова. С Валентином Гафтом в главной роли. Для Комеди Франсез это тоже первое обращение к драматургии Эме, при том, что его же сказки (уже показанные в рамках «карантинных» трансляций) шли в театре не один год. Скандальную сатирическую комедию Лило Баур решает в стилистике фильмов-нуар, ни на минуту не позволяя зрителю забыть о том, что в центре пьесы – приговоренный к смерти.
Суббота. 2 мая
21:30
«Лес» по пьесе А.Н. Островского, режиссер – Петр Фоменко
В ролях: Счастливцев - Дени Подалидес, Несчастливцев - Мишель Вюйермоз и др.
Снято в зале Ришелье. 2003
Продолжительность – 2.35
Главное, пожалуй, событие этой театральной недели. Спектакль Петра Фоменко, благодаря которому в репертуар Комеди Франсез впервые вошел Александр Островский. «Лес» привозили в начале двухтысячных на Чеховский фестиваль, а теперь есть возможность увидеть его и в записи. Лишних слов говорить о спектакле не хочется, поэтому только несколько деталей. Актеров в работе с Фоменко (как прежде и в работе с Анатолием Васильевым) поразила свобода в обращении с автором. То, что при всем уважении к автору, нашими режиссерами постановка воспринимается как отдельное «письмо», отдельное произведение. Подалидес вспоминал, к примеру, что, когда он сказал Фоменко: «нам вот никогда не придет в голову редактировать и купировать «Мизантропа»», тот удивленно взглянул на него: «да ладно?!». И еще один любопытный факт. Когда Фоменко отбирал актеров для «Леса», он не задействовал ни одного из тех, кто был занят в васильевском «Амфитрионе». К слову, те, кто с самого начала следит за трансляциями на канале Комеди Франсез, в первую неделю показов мог видеть телефильм «Лес» (реж. Арно Деплешен) с теми актерами, которых для интерпретации пьесы Островского выбрал Петр Фоменко.
Воскресенье. 3 мая
21:50
«Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана, режиссер – Дени Подалидес
В ролях: Мишель Вюйермоз, Франсуаз Жиллар, Лоик Корбери, Дидье Сандр и др.
Снято в зале Ришелье. 2017
Продолжительность – 2.55
Это та версия «Сирано», которая до карантина шла во многих кинотеатрах. Так что, если не успели сходить в кино, можете увидеть ее на мониторах своих компьютеров. Кстати, без фоменковского «Леса» этого «Сирано» могло и не быть. Именно Петр Наумович предложил Подалидесу обратить внимание на Мишеля Вюйермоза как возможного Сирано. Этот спектакль – оммаж театру как таковому. Он насквозь театрален. Он про театр. И интереснее всего в нем, на мой взгляд не столько даже взаимоотношения персонажей, сколь их актерские «дуэли». Лучшая из которых – протянувшаяся через весь спектакль «дуэль» Сирано-Вюйермоза и де Гиша – Дидье Сандра. Они здесь на равных.
P.S. На минувшей неделе Комеди Франсез предоставил возможность посмотреть «Лоренцаччо» в постановке Франко Дзеффирелли. А в конце 80-х ту же пьесу на той же сцене ставил и Жорж Лаводан. На ютубе есть запись этого спектакля. Правда, к сожалению, в ужасном качестве – для совсем уж страстных поклонников Альфреда де Мюссе и его героя -
Оригинал текста в блоге ПТЖ - http://ptj.spb.ru/blog/fomenko-adzhani-rostan-inezhelatelnye-pesni-obzor-blizhajshix-spektaklej-teatra-komedi-fransez/
27 апреля 2020 г.