Блог
Итак, почему не стоит смотреть "Женитьбу Фигаро" в Малом театре.
Какие причины вас в принципе могут сподвигнуть захотеть увидеть эту пьесу на сцене?
1. Вы любите саму пьесу и неравнодушны к Пьеру-Огюстену.
2. Вы обожаете актёров театра и спешите насладиться их игрой в новых ролях. Особенно, естественно, ролью Фигаро.
3. Вам интересена режиссёрская интерпретация - хочется получить ответ на вопрос, почему взялись за Бомарше сегодня.
4. Потому что вы - это я, которая не может пройти мимо французского, чем бы оно ни было .
Поскольку вы - всё-таки не я, остается всего три причины. И беда заключается в том, что какая бы причина ни двигала лично вами, остаться вам внакладе.
Вы любите пьесу? Ее безжалостно кромсают в угоду, видимо, некому средне-зрительскому божеству, требующему сокращать сокращуемое. Зачем? Фиг его знает. Спектакль все равно длится три часа и сдабривается изрядной долей самопридуманных шуток. Бомарше, ведь, как известно, юмора был начисто лишен.
Вот, например, Сюзанне становится дурно, когда Граф чуть не обнаруживает Керубино, - верный Базиль тут же из скрипичного футляра достает бутылку, рюмки и наливает Сюзанне:
- Пейте смело
- Это меня успокоит?
- Это вас очень успокоит
Или уже Граф прячется от Базиля. В спектакле два балдахина. Под один уже спрятался раньше Керубино, другой "окаймляет" графский портрет - сюда Сюзанна и хочет спрятать Альмавиву:
- Не туда! Под портрет!
- Но тогда нам придется его закрыть!
- Но потом мы его обязательно откроем!
При этом вырезаются все апарты из знаменитого диалога Фигаро и Графа, когда, по замыслу, они пытаются прощупать друг друга, понять, кому что известно. Этот смысл сцены уходит напрочь, сюжету остатки не добавляют ровным счетом ничего поскольку никуда не двигают действие. Зачем? Видимо, чтобы озвучить несколько знаменитых реплик но и их пробалтывают.
Пробалтывают, прошептывают, про...теривают. Что напоминает нам о второй причине - любимые актеры. Казалось бы, актёрское мастерство - это ровно то, чем Малый был славен всегда. Мы не ходим сюда за режиссерскими концепциями (так что третью причину отметаем сходу), мы идём за актерской игрой и актёрским ансамблем (несколько лет назад с увлеченностью наблюдала здесь за детальной и заразительной совместной игрой в "Тартюфа"). "Женитьба Фигаро" заставляет в наличии всего этого крепко усомниться.
Я уже не говорю о том, что невозможно внятно проследить линию ни одного персонажа - они скучны, разболтанны, обособлены друг от друга и от текста. О какой-то трактовке можно говорить применительно к Сюзанне, но лучше этого делать. Не знаю, режиссерская ли это задача (на это похоже), намерение актрисы или безответственная случайность, но Сюзанна в спектакле - расчетливая беспринципная щучка, готовая ради денег на все. Она пошло и беззастенчиво провоцируют Альмавиву (судя по всему, давно: у них уже есть постоянный условный сигнал - утиный манок), принимая максимально соблазнительные позы и делая свое декольте все более и более глубоким. В чем тогда заключается проблема? Ей просто не хочется, чтобы узнал Фигаро?
Но Фигаро, каким его играет Глеб Подгородинский, и так бы остался в дураках. Его обвести вокруг пальца - ничего не стоит. Собственные же его попытки в интригу шиты белыми нитками. Честно говоря, никогда не видела, чтобы актеру был настолько скучен и неинтересен Фигаро. Настолько, чтобы беззастенчиво забывать текст и даже не пытаться соединить вспомнившиеся останки его в имеющую смысл конструкцию. Настолько, чтобы взять и забыть, откуда вход на сцену в этом эпизоде: занести ногу над помостом, опомниться, развернуться и войти уже в двери.
С вхождениями в элементы декорации, вообще, какая-то всеобщая беда последнее время. Уже во втором "Безумном дне" подряд при наличии отличных и удобных сценографических окон Керубино почему-то, пометавшись по сцене, уходит в двери или прямо за кулисы. С парочкой Подколесиных случался подобный же "конфуз".
Но оставим других, вернемся в Малый. Мария Утробина придумывает, надо сказать, весьма функциональную и эффектную сценографию. Полностью выстроенная на поворотном круге, она дает возможность полезной трансформации от сцены к сцене от акта к акту. Причем "внутренность" ее - сама как отдельная глубина сцены со своими собственными колосниками, софитами и потенциальной системой кулис. Но все это режиссёром Владимиром Драгуновым не используется совершенно. Нет, круг как и положено кругу, крутится. Даже в разные стороны. И некоторые эпизоды получают свое отдельное место действия, но хоть на какое-то подобие смысла круг срабатывает лишь однажды. Когда приходит время монолога, Фигаро оказывается на узких отдельных подмостках в луче света - артист перед публикой. Но даже это не отыгрывается и сводится в конечном счете к необходимости незаметно устроить сад за его спиной. Монолог заканчивается, задник поднимается - мы в саду.
Мы в саду, где, казалось бы, все должно дышать любовью и ревностью, но нет. Снова лишь проговаривание сокращенного текста, из которого вымараны даже беспроигрышные повороты классической комедии положений, на каковую Бомарше был тот еще мастак. Не случайно им порой заделывают репертуарные дыры, не желая ставить очередного Куни или Камолетти. Вот кому помешало тайное прозрение Фигаро и его пусть кратковременный, но обаятельный обман Сюзанны: "да разве милый твой голосок мог ввести меня в заблуждение?" Но нет. Разошлись по беседкам, вышли из беседок, выпили шампанского - финал.
Ах да, я позабыла самый эмоциональный момент спектакля. Обретение потерянного сына, узнанного по шпателю на руке, подано максимально экспрессивно и мелодраматично. Сцена узнавания буквально сыграна в духе мемного ролика:
- Она отказала мне. Сказала, что любит тебя. Думает, что любит тебя!
- Да она не может любить!!
- Да я люблю тебя!!!
Но... Буде мне захочется подобного всплеска наигранных эмоций, я могу получить их, не отрываясь от телефона. И тогда к чему все это было? Ах да, пресловутая четвертая причина...