13 апр. 2024

Пошлость на всех уровнях

Пожалуй, дальше тянуть некуда - все ближе подходит целительное забвение. Еще день-два, и вспомнить не смогу почти ничего, а тогда мой субботний вечер окажется совершенно бессмысленным.

В прошлую субботу я открыла для себя новый театр - "Оранжевое небо", который играет на площадке OFF-театра (к слову, очень симпатичной) в районе Сухаревки. Вернусь вряд ли. Скорее всего, не стоило и приходить, но... Давали "Фигаро". Причём не "Безумный день" и даже не "Севильского цирюльника", а последнюю часть трилогии - "Преступную мать" (ту, которая "двадцать лет спустя"), шансы увидеть которую хоть в каком-нибудь театре стремительно стремятся к нулю. И в этом, безусловно, есть смысл, потому что, по совести, лучше бы, конечно, Бомарше ее и вовсе не писал. Если найду в себе эмоциональные силы, возможно, поделюсь эмоциями от недавнего ее перечитывания.

Одним словом, причины, побудившие меня вознестись на "Оранжевое небо", я сформулировала, теперь же, хочешь - не хочешь, придётся хоть что-то рассказать об увиденном, хотя (по большому счету) вы всё могли понять по той парочке видео, которые выкладывала в субботу.

С чего начать? Да хоть с названия, тем более что оно принципиально отличается от авторского. Создатели спектакля не останавливаются ни на "Преступной матери", ни на "Втором Тартюфе". В заглавие они выносят Фигаро (что более чем естественно - зритель должен понимать, куда билет покупает) и дописывают (просто от себя, да антрепризной манкости ради) еще кусок названия после "или". Получается - "Фигаро, или во всем виноваты женщины".

По факту зрителя всё-таки обманут: в спектакле не будет толком ни Фигаро (но тут и Пьер-Огюстен) постарался, ни всеобъемлющей женской вины. Ошибка молодости Розины, конечно, никуда не денется, но виновность Сюзанны или Флорестины?.. В чем она? Очевидно, лишь в том, что с подобным названием у спектакля больше шансов продаться (изначально, два с половиной года назад название было иным - "Фигаро forever, или Преступная мать"). Хотя в зале все равно нас было не больше тридцати человек.

Так что же было в спектакле? Прежде всего, пошлость на всех уровнях.

На самом первом и антрепризно-очевидном. Когда при виде Фигаро, Сюзанна первым делом усаживается на стол и раздвигает ноги на реплику "это наше привычное место". Когда Фигаро при каждом приближении обжимает ее грудь, а одобрение выказывает шлепком по услужливо подставленной пятой точке...

На уровне визуального ряда. Когда костюмы (Юлия Аверьянихина) между собой категорически отказываются сочетаться, "работая" лишь на мгновенный комический эффект (Альмавива, большую часть спектакля расхаживающий в кигуруми), или же на восторженно-удивленную реакцию неофита ("вау! Молодые герои XVIII века в кожанке и худи!, а старая графиня, гляньте, одета, как для фитнеса!")...

На уровне актерской игры. Просто посмотрите видео и умножьте хронометраж на сто двадцать. Маленькая оговорка: Бежарса у меня играл другой актер - Андрей Лавров, - и отдельные не сцены даже, но реплики, реакции, интонации давали надежду, что, возможно, в другом спектакле, в другой режиссуре...

На уровне музыкальном. Звучит здесь и орган, и Россини, и Моцарт (кажется). Плюс песни. Много разномастных песен и дуэтов. Один из них - Бежарса и Розины - все на том же видео (дослушайте до конца). Так и не смогла понять, кого за них винить музыкально, поскольку на сайте значится: "композитор - Денис Шульгин, музыка композитора - Вадима Менделя". И тем более, с кем общаться по поводу их поэтической составляющей (тут уже никаких указаний). Вот вам в нагрузку еще кусочек рэпчика от Бежарса: "Граф сказал с интонацию скорьною: слушай, бро, тут такое дело, она дочь незаконная. Пусть Леон забудет ее белое тело". И от Леона: "Любуюсь я твоей походкой, наслаждаюсь нежной кожей". Что ж всех рифмоплетов так притягивает кожа Сюзанны?! Граф на Таганке тоже размышлял, что "на Графиню кожа не похожа"...

На уровне интерпретации текста Бомарше. Как-то велеречиво по отношению к спектаклю это прозвучало. Банально на уровне сюжетных смыслов и взаимоотношений персонажей. Внятной истории нет. Каждый в каждой сцене (это я сейчас даже не про актеров, кажется, а про героев) выпендривается, чтобы расцветить себя любимого. А как эта расцветка отзовется на сюжетной логике, волнует, похоже, только меня. Поэтому не будем волноваться. Пусть себе верная Сюзанна издевается над своей госпожой; пусть чистая наивная воспитанница становится манерной дурой и закатывает глаза, переглядываясь с Графом, когда Розина вновь говорит о своих страданиях; пусть чистый и невинный Леон тянет первый слог слова "сударь", чтобы дошло до каждого, что он на самом деле имеет ввиду; пусть, наконец, Фигаро... но здесь я уже напрямую с господином Кароном разбираться буду. Одним словом, нервная система у меня одна, а потому - проехали.

Нет, не удержусь. Вопрос к режиссёру: зачем брать слабую, сентиментальную мещанскую драму и при этом еще выкручивать ее в сторону жарких альковных страстей, притягивающих, судя по всему, по мнению постановщиков, публику. Ну возьмите уже "Опасные связи" и наслаждайтесь! Лакло не привыкать...

К слову, до конца не понятно даже, к какому режиссеру обращаться, потому что на страничке спектакля есть строчка "режиссер спектакля - Лебедева Антонина", а чуть ниже другая: "постановщик - Елена Сушкова". Судя по более частым на сайте упоминаниям в качестве создателя спектакля Елены Сушковой, вопросы всё-таки к ней...

Но за сим умолкаю. Слишком черные приходят мысли. И шампанского нет, так что послушаюсь хотя бы второй части этого совета гениального некогда человека. А потом поговорим.

P.S. Это я вам еще не рассказала о Вильгельме Файзулох оглы. Но пусть тайна его сценического существования останется со мной.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum