Блог
Читаю красивую, нарисованную книгу о КФ, но все время сворачиваю куда-то в сторону. Вот например вступительное слово Дени Подалидеса, прогуливающегося по театру и отмечающего, на чем останавливается его взгляд. Среди прочего вдруг: "...или ещё Джейн Анрио, юная пансионерка - с тонкой шеей, с прекрасными глазами, лучащимися невинностью, - погибшая в пожаре (разрушившем Комеди Франсез в 1900 г.) в попытке спасти свою собачку..."
Со времен стоппардовской "Аркадии" юная девушка, погибающая в пламени, вызывает целый поток эмоций и ассоциаций. Чтобы вынырнуть из него, закрываю книгу и обращаюсь к фактам.
Дени Подалидес остановился тогда у портрета Джейн Анрио. Портрета кисти Каролюса-Дюрана (к слову, тестя Жоржа Фейдо).
Настоящим именем актрисы было Жанна Анжел Гроссен. Но, избрав театральную карьеру, она изменила французскую форму своего имени на английскую (Jane) и взяла сценическое имя своей матери, известной под именем мадам Анрио. Правда, игравшая в лёгких комедиях Генриетта Анрио, имела больший успех, пожалуй, как модель, чем как актриса - в 1870е годы она появляется едва ли не на дюжине полотен Ренуара. Кстати, в трехлетнем возрасте позирует художнику-импрессионисту и дочь. Именно Джейн мы видим на картине "Портрет девочки в синей шляпке".
Путь Джейн в актерскую профессию стремителен. В 1898 она оканчивает Консерваторию с отличием по классу трагедии и год спустя становится пансинером Комеди Франсез - ее дебют на прославленной сцене состоялся 8 июля 1899 года.
Ее карьера на взлете. Критики пишут о "маленькой инфанте, полной сказочного очарования и шарма, чей нежный голос напоминает щебетанье птиц, прелестном создании, прекрасном в своей юной грации". У нее роман с публикой. У нее роман с критикой. У нее роман с актером и постановщиком Шарлем Ле Баржи - ее педагогом в Консерватории.
У нее в репертуаре двенадцать ролей, среди которых Сильветта в "Романтиках" Ростана, Сефиза в "Андромахе" Расина,роли в мольеровских спектаклях: Ипполита в "Шалом", Люсиль во "Влюбленной досаде", Люсинда в "Лекаре поневоле". 1 марта 1900 года у Жанны Анрио очередная премьера - она играет Заиру в расиновском "Баязете". Играет ровно одну неделю.
8 марта 1900 года. Закончился дневной показ "Заиры" (относительно недавняя традиция для воскресных дней). Пожар в Комеди Франсез. В театре не так много актеров - лишь те, кто были заняты в спектакле. Среди них - Джейн Анрио. Она на четвертом этаже. Ее костюмерша хорошо знала театр и смогла выбраться через окно. Она пыталась увлечь за собой и Джейн, но... В то время как другие спешат к выходу, Джейн Анрио бросается в огонь в поисках своей собачки. Поступок безумный, отчаянный, стоивший актрисе жизни. Но это была собачка, подаренная ей Шарлем Ле Блажи, который только-только бросил ее ради женитьбы на другой.
Джейн стала единственной жертвой пожара. Она пары месяцев не дожила до 22 лет. Она и года не пробыла актрисой - всего восемь месяцев прошло с момента ее дебюта.
Похоронили Джейн двумя днями позже на кладбище Монмартра. Присутствовали самые близкие и актеры Комеди Франсез, все ещё не отправившиеся от шока. Позднее ее перезахоронили на кладбище Пасси и установили на могиле бюст работы Дениса-Пёша. На постаменте выбили надпись: "Джейн Анрио, Комеди Франсез" с посвящением, позаимствованным из статьи Эмиля Фаге: "...Она пришла, Она улыбалась, Она ушла!"
Вскоре после ее кончины администратор КФ захотел увековечить в краске актрису столь трагической судьбы. По совету мадам Анрио (она переживет дочь на 44 года), картину заказали Каролюсу-Дюрану, который пятнадцатью годами раньше уже писал портрет другой актрисы театра - Жанны Самари. Портретист, знавший Жанну Анрио, вдохновлялся её фотопортретами созданными в Reutlingen studio и изданными на почтовых открытках. Эти карточки были нарасхват у восторженной публики.
Красный, близкий по тону к кирпичному, фон этой картины, на которой Джейн изображена в три четверти не может не напоминать погубившие ее всполохи пламени. Хотя... Такой фон был привычным для художника. Ничто в этой юной девушке на портрете не выдает в ней актрису - молодая светская красавица с привычной (по фотографиям) ниткой жемчуга на точеной шее. Лицо чуть в тени, мягкий взгляд, в котором можно прочитать и грусть, и лёгкий упрек о несостоявшейся жизни. Фантазии, конечно, но от них так трудно избавиться.
P.S. А несколько лет назад в парижском театре Proscenium актриса и режиссер Marie Den Baës представила документальный спектакль о Джейн Анрио - "Jane(s)"