Блог
Как ни странно, о Саре Бернар на русском языке книг почти нет.
Что выходило? Маленький томик в миниатюрной серии ЖЗЛ (Мольера к слову, ужали до этой де серии - становится какой-то недоброй традицией отводить театральным французам маленький объем - словно они лишь крохи замечательных людей). Да два романа весьма разных художественных достоинств. Один от Франсуазы Саган, вступившей с Божественной в воображаемую переписку. Другой - от К. У. Гортнера, популярного автора беллетризированных биографий. Причем Гортнер пишет от лица Сары и, судя по оглавлению (признаюсь, прочесть все никак не соберусь), подробно следуют за автобиографией актрисы, если не обрываясь, но безжалостно комкаясь, когда мемуарный материал заканчивается.
И вот, наконец, еще одна биография - Анри Жидель "Сара Бернар".
"Наконец" - не в том смысле, что только-только вышла эта биография. Ее русскоязычному изданию уже пятнадцать лет. "Наконец" - потому что в преддверии юбилея легендарной артистки, это единственная книга, которую я могу смело порекомендовать тем, кто хотел бы узнать, что де это за явление такое - Сара Бернар.
История жизни и синонимичного этой жизни творчества обретают здесь весьма гармоничный баланс. Да, конечно, как и всегда, в этой книге вы не найдете близких к театроведению актерских зарисовок, но театральным процессам как таковым на этих страницах отведено немало места.
Жизнь театрального Парижа, зарисовки американской индустрии развлечений, вспышки лондонского высшего театрального света - в этом плоть повествования Анри Жиделя. Как, безусловно, и в увлекательной и подробной истории повседневности.
Книга читается как захватывающий роман, автор которого не стремится улететь в приукрашенные фантазии, но сшивает полотно своего рассказа из бесконечных свидетельств эпохи. Мы слышим голоса друзей и противников, любовников и заклятых подруг, коллег и антрепренеров, театральной и жёлтой прессы.
То есть перед нами отличное исследование, основанное на огромном количестве источников, которые хочется цитировать. Не случайно, какой бы текст о Саре Бернар в сети вы не открыли (если, конечно, он претендует на художественность, а не на энциклопедичность), не сомневайтесь - всё будет из книги Анри Жиделя. Чаще всего, к слову, кавычками и ссылками "авторы" не заморачиваются.
Подкупают в этой биографии еще и образы "второстепенных" персонажей. Для Жиделя ни один из них не становится проходным - каждый складывается в законченный и запоминающийся образ. И это при том, что галерея подобных персонажей в жизни Сары Бернар, по истине, необъятна. Перед нами проходит громоподобный и трогательной в своей протестантской наивности Муне-Сюлли; эффектный и завистливый красавец-ловелас-наркоман Дамала; верный и преданный Ростан; предприимчивый и неунывающий с бесконечной хитрецой антрепренер Жарретт; Саша Гитри , прошедший на наших глазах путь от весёлого мальчишки, сопровождающего папу в его постоянных посещениях Сары, до молодого талантливого автора стареющей примадонны; и многие, многие другие.
Подобный человеческий и исторический объем - отнюдь не случайность в тексте Анри Жиделя. Ведь его перу принадлежит немало подробных биографий из того же и последующих периодов: Жорж Фейдо, Люсьен и Саша Гитри, Мария Кюри, Жан Кокто - список можно длить и длить.
Не случайно я упомянула в ряду театральных людей и Марию Кюри. Анри Жидель рассказывает о трогательном эпизоде последнего года жизни Сары Бернар. Напомню, актриса уже семь лет как лишена ноги, а с ней и практически возможности самостоятельно передвигаться, боли не отпускают ни на один день, возраст приближается к восьмилесяти;:
"Осенью 1922 года в "Гранд-Опера" она дает представление, сбор от которого пойдет в лабораторию Марии Кюри... "Франция сейчас так бедна!", - поясняет Сара...
Да, а если всё-таки говорить о минусах, чтобы уж совсем честно, так это перевод. С точки зрения языка он весьма хорош, но, увы, как и многие переводные театральные книги, эта тоже грешит отсутствием внятной тематической редактуры. Названия не всех пьес и не всех персонажей драматургии вы узнаете. Но добьет вас, думаю, как добил меня известный художник Альфонс Мюша, оформивший множество афиш для неподражаемой Сары Бернар...
P.S. А с чего это я вдруг вернулась к этой хорошей, но непремьерной книге? Да просто понадобилось быстро освежить в памяти образ Сары Бернар. Как уже говорила, грядет ее юбилей, вот одному телеканалу и захотелось получить комментарий о Божественной :-)