Блог
Итак, пьеса в объявлениях, или «пьеса в надписях», как ее обычно называют в наших редких источниках.
Интересный, на самом деле, был феномен. Комеди Франсез (как главный монополист) и Комеди Итальен всячески противились все возрастающему успеху ярмарочных театров. Запреты буквально сыпались один за другим, а Ярмарке приходилось все более и более изобретательно противостоять им.
На предыдущем этапе «войны театров», когда запрет еще касался сценических диалогов, остроумным выходом из положения оказались спектакли, от начала и до конца состоявшие из череды монологов. Теперь же ситуация усложнилась еще больше. Существовали постановления суда от 2 января и 17 апреля 1709 года и 6 февраля 1710 года, "которые запрещали канатным плясунам исполнять комедии в любом виде". Говорить было нельзя совсем. Никак.
Так и возник этот любопытный жанр «пьеса в надписях». Едва ли не главные летописцы эпохи – братья Парфэ – так описывают происходящее:
«Эти карточки были свернуты, и каждый актер держал в правом кармане столько, сколько ему было нужно для роли; когда же ему требовалась карточка, он вытаскивал ее и показывал зрителям, а затем клал в левый карман. Эти прозаические сценарии просуществовали в театре недолго: кто-то придумал заменить их куплетами на известные мелодии, известными как водевили, которые, передавая ту же идею, добавляли приятность и веселье, недоступные другому жанру. Чтобы эти стихи было легче читать, оркестр играл мелодию, а люди, нанятые труппой и размещенные на полу и в амфитеатрах, пели их, побуждая зрителей подражать им. Зрителям они так понравились, что они образовали общий хор.»
Не видевший подобные спектакли вживую, но наслышанный о них Луиджи Риккобони (тот самый, знакомый нам по Commedia dell’Arte) не смог обойти этот феномен в своем очерке, посвященном театрам Европы:
«Пьесы со знаками - очень красивое изобретение: всем известно, что актеры выходили на сцену без слов, что через мгновение с потолка театра на их головы один за другим спускались знаки, на которых крупными буквами были написаны куплеты песен, мелодию которых исполнял оркестр, а слова пели зрители, читая их. Во время исполнения песен актеры выполняли действия, соответствующие смыслу слов. Этот безмолвный диалог актеров не имел ничего примечательного и не мог ничем порадовать зрителей; все удовольствие заключалось в необычном аспекте, когда зрители пели диалог актеров.»
Судя по всему, действительно, первое время актеры сами демонстрировали карточки с текстом, а со временем появились специальные приспособления, позволяющие табличкам опускаться над головами актеров. Тем самым комедианты оказывались куда более свободны в своей жестовой, пантомимической партитуре, ведь, показав зрителю текст, нужно было следом еще и разыграть его.
За тем, чтобы запрет на звучащее слово не нарушался, пристально следили комиссары полиции, в донесении которых мы можем тоже почерпнуть любопытные описания происходящего.
Вот так Ярмарка и выживала. Это если совсем вкратце.