Блог
Не могу пройти мимо сегодняшней даты - дня рождения Армана Жана дю Плесси кардинала де Ришелье. Ему сегодня 435. Именно он - моя первая французская любовь.
То, что он ещё и к театру имеет самое прямое отношение, позволяет мне поздравить его здесь :-)
Поскольку пост спонтанный, то всего несколько тезисов о связи Армана дю Плесси с театральным миром, и о том, почему этот мир чтит великого Кардинала.
1. Ришелье в принципе всеми силами театр продвигал и пропагандировал. Даже сам в театральных дебатах участвовал, устраивал в своем кабинете читки новых пьес.
2. Покровительствовал драматургам, постоянно "пинал" их с призывом: пишите! Пишите! (Схожим образом в 20е годы Станиславский с Немировичем поступали, только Ришелье мог ещё и хорошую финансовую приманку предложить).
К слову, была у него одна любопытная драматургическая инициатива. Он придумывал сюжет, поручал Шаплену набросать эту канву на бумаге, шлифовал ее и передавал пятерым драматургам (Лэтуалю, Ротру, Корнелю, Буароберу, Кольте). Те должны были взять себе по куску и написать каждый по стихотворному акту. Так было создано три пьесы: "Тюильрийская комедия", "Большая пастораль" и "Слепец из Смирны". Вещи не сказать чтобы успешные, но опыт весьма любопытный. Впоследствии, кстати, практика совместно писать если не пьесы, то сценарии для королевских увеселений станет весьма распространенной.
И кажется, именно при Ришелье появляется понятие "драматический поэт" - человек, пишущий для театра.
3. Построил Пале-Кардиналь. С одной стороны, по сути, первое парижское специально театральное здание итальянской модели. Все прежние - и Бургундский Отель, и театр Маре - были переделаны из залов для игры в мяч. С другой стороны, кто знает, что было бы с мольеровским театром, если бы после бесцеремонного выселения его из Пти-Бурбона, Людовику не "подвернулся" бы доставшийся ему в наследство от Кардинала теперь уже Пале-Рояль.
Кстати, только здесь партер был совсем не демократичным. Это были места для короля и его приближенных (на картинке как раз Людовик, Анна и Ришелье в партере Пале-Кардиналь на премьере "Мирама"), а прочим придворным отводились галереи.
Да, и если бы не Пале-Кардиналь и его супер-торжественное открытие, мы бы не располагали едва ли не единственным визуальным свидетельством о внешнем виде спектаклей первой половины XVII века. Дело в том, что для открытия была выбрана трагедия "Мирам" Демаре - официального драматурга Ришелье (с полунамеками Кардинала на его собственный вклад). Чтобы это пышное открытие увековечить, пьеса была издана роскошным изданием инфолио с фронтисписом и пятью гравюрами по мотивам сцен спектакля - по одной из каждого акта. Эти изображения почитаются подлинными театральными документами - уникальными и исключительными для этой эпохи. На них можно увидеть "итальянскую" сценографию и французское триединство в чистом виде.
4. "Дожал" Людовика, чтобы тот всё-таки собрался с духом и предпринял хоть что-то ради упрочения социального статуса актеров. В результате 16 апреля 1641 года появился знаменитый указ о Снятии с актеров бесчестия.
5. Поручил д'Обиньяку составить "Проект по восстановлению театра". Составил тот этот любопытнейший документ сразу, в том же в 1641 году, но опубликовал лишь в 1657, уже после публикации своего основного труда "Практика театра".
6. И три свидетельства об Армане Жане Дю Плесси, оставленные людьми театра уже после смерти Кардинала. Конечно, их было значительно больше, но пишу только о тех, кого здесь упоминала:
д'Обиньяк в своей "Практике театра" воздавал должное Ришелье, благодаря которому "обновилось лицо театра, очистившись от старческих морщин, прежде его уродовавших".
Демаре на старости лет и вовсе признавался, что после смерти Кардинала не то что не написал ни одной пьесы, но даже порога театра не переступал.
Корнель написал катрен на смерть Ришелье. Перевод не нашла, поэтому вам придется довольствоваться корявым подстрочником:
Что бы ни говорили о Кардинале плохо ли, хорошо ли, Ни проза моя, ни стихи не скажут о нем ничего: Слишком много хорошего сделал он для меня, чтобы говорить плохое, Слишком много плохого он сделал , чтобы говорить хорошо.
С днём рождения!
9 сентября 2020 г.