28 янв. 2024

Театра не хватило

Книга эта лежала на полке давно, и в какой-то момент мысль о всё возрастающем хаосе непрочитанных книг стала настолько острой, что решила разобраться хоть с маленькими. В чем-то даже для галочки. Начала как раз с "Сары Бернар" малой серии ЖЗЛ.

Не знаю, с чем это связано, но есть у меня к ЖЗЛ предубеждение. Насколько люблю серию "Жизнь в искусстве" "с солнышком", настолько настороженно отношусь к ЖЗЛ. И это при том, что за последние годы здесь появлялись самые прекрасные тексты. Но предубеждение есть. И его приходится переламывать каждый раз заново.

С "Сарой Бернар" такого перелома не случилось. Нет, книга живо написана, читается весьма лихо, но... Словно не попадает по моему адресу. Вот оно принципиальное отличие от "Жизни в искусстве" - меньше искусства, больше жизни. Мне катастрофически не хватало театральной плоти, осязаемого понимания, почему Бернар - великая актриса. Меня ставили перед фактом, погружали в ворох эксцентрических причуд, завлекали истериками и красотой, но ничего не давали взамен.

Удивилась, когда узнала, что книга написана актрисой. Знала бы заранее - расстроилась бы ещё больше, ведь куда выше были бы театральные ожидания.

Самое забавное, что когда попробовала поискать в сети отзывы других читателей, то неожиданно обнаружила, что для них, наоборот,слишком много было театра и слишком мало эпатажной жизни актрисы. Так что, видимо, каждому свое.

В сухом остатке книга Софи-Од Пикон выглядит литературным трейлером к более масштабному труду. Трейлером, вобравшим в себя большинство фактов из жизни и творчества Сары Бернар, но (в силу их бескрайнего количества) несправившимся с объемом. Тезисы - вместо развернутых мыслей.

Повторюсь, для первого знакомства, пожалуй, это "самое оно" - быстрый и нескучный повод понять, испытываете ли вы желание продолжить знакомство с этой личностью. Для уровня же "продолжающий" время во многом окажется потерянным.

Но даже при всем при этом есть в книге два момента, благодаря которым, я не могу пожалеть, что она попала ко мне в руки. Первый - это весьма качественная хронология жизни и творчества Бернар, собранная в одну таблицу (очень пригодится для моей рубрики "день в истории французского театра"). А второй - развернутая цитата из Ростана. Двухстраничный монолог во славу артистки, прочитав который, выбрасывает из головы все лишние вопросы и лишь в немом почтении пропадаешь к ногам божественной Сары.

Слова эти автор приводит в одной из последних глав, и, кажется, сама ими вдохновляется настолько, что финал вдруг выходит на совершенно иной театрально-литературный уровень. Будь все главы написаны столь же театрально плотно и вдохновенно, книга попала бы у меня в число любимых.


Май 2021 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum