24 янв. 2024

Шестая "карантинная" в КФ и не только

Шестая неделя «телевещания» Комеди Франсез. И снова попытка сбалансировать в одной программе архивные и современные постановки. Правда «архив» становится все «моложе». Самые ранние постановки этой недели датируются девяностыми годами, а самые поздние от нас отделяет не больше года или двух. А рядом с афишей Комеди Франсез – еще несколько попавшихся в сети французских спектаклей.

Понедельник. 4 мая

21:30

«Карьера Артуро Уи» по пьесе Б. Брехта, режиссер – Катарина Тальбах.

В ролях: Лоран Стокер, Тьерри Ансисс, Эрик Женовез и др.

Снято в зале Ришелье. 2018

Продолжительность – 2 часа

В это сложно поверить, но впервые пьеса Брехта «Карьера Артуро Уи» была сыграна в Комеди Франсез лишь два года назад. Постановку отдали в руки Катарины Тальбах, которая эстетику Брехта впитала едва ли не с материнским молоком, - ее мать была актрисой Берлинер Ансамбль, и именно в этом театре под крылом Елены Вайгель прошло детство будущего режиссера. Так что на лицо, как минимум, одна причина посмотреть спектакль: посмотреть, чтобы увидеть, как театральная система Брехта будет воспринята или отторгнута французской актерской школой. Причина вторая – Лоран Стоккер. В привезенных спектаклях, на киноэкранах и за предыдущие пять недель карантина мы видели его и сэром Тоби, и Фигаро, и Тузенбахом, Петром в «Лесе», и Нероном, - теперь же предстоит встреча с Артуром Уи.

Если на сцене Комеди Франсез немецкий режиссер ставит немецкую пьесу, то на сцене театра Порт Сен-Мартен немецкий режиссер обращается к французской классике. Думаю, многим любопытно взглянуть на «Тартюфа» глазами Петера Штайна с Пьером Ардити в заглавной роли (не так давно все могли его видеть в «Прекрасной эпохе») - https://www.youtube.com/watch?v=flv5IHlo2WU

Вторник. 5 мая

21.30

«Преданная служанка» по пьесе Карло Гольдони, режиссер – Жак Лассаль

Копродукция с ARTE. 1994

Продолжительность – 2.50

В 1992 году состоялось знакомство зрителей Комеди Франсез с пьесой Гольдони «Преданная служанка». И обнаружилось сразу несколько интересных моментов. В-первых, Гольдони здесь проявил себя весьма ярым феминстом, а во-вторых, парижская публика начала девяностых этот почти двухсотвековой феминизм восприняла на ура. Как публика реагирует на откровенные апарты Катрин Хигель! Как Катрин Хигель отзывается на реакцию публики! По сути, общение актрисы со зрителями моментами напоминает настоящий стендап. Ну, и конечно, этот спектакль еще и просто красив. Если не сказать роскошен.

В качестве десерта к постановке Жака Лассаля хочется предложить еще и многочасовую беседу с режиссером. Огромный разговор о жизни в театре, начиная с самых первых шагов, - обо всех театрах, в которых доводилось работать; о драматургах, которых доводилось ставить; об Авиньоне и, конечно, о профессии. Безусловно, прежде всего, это может заинтересовать владеющих французским языком. Но надежда есть и для интересующихся Лассалем нефранкоязычных зрителей. Дело в том, что беседа разбита на главы и подглавки, и каждая из них сопровождена текстовой расшифровкой. Так что наличии интереса и желания, можно перевести для себя нужные куски интервью. А вот и оно - https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Lassalle/jacques-lassalle/sommaire

Среда. 6 мая

19:30 «Маленький Принц», по повести Антуана де Сент-Экзюпери, реж. - Орельен Рекуан

В ролях: Бенджамин Джангерс, Кристиан Гонон, Сюлиан Браим и др.

Снято в Studio-Théâtre. 2011

Продолжительность – 1.15

Еще один детский, а вернее, семейный спектакль от Комеди Франсез. На сцене Studio-Theatre режиссер, актеры и художник трепетно воплощают текст и рисунки Сент-Экзюпери, шаг за шагом рассказывая едва ли не самую знаменитую историю. Трепетная, хотя и не без колючек, Роза Сюлиан Браим, солнечный Принц Бенджамина Джангерса, череда персонажей от Кристиана Бланка, - все они, словно под влиянием эффекта 3D, сошли со страниц повести. И, конечно, рассказчик. Во Франции крайне сложно произносить этот текст, не вызывая в памяти голос Жерара Филиппа, но Кристиан Гонон и не пытается соперничать с легендой. Он творит своего Пилота, своего Лиса (к слову, с другой разновидностью его лисьей ипостаси мы уже сталкивались в «Баснях Лафонтена») – крайняя точность в каждом движении, в каждом изломе интонации. Слушать его голос хочется снова и снова.

21:30

«Лжец» по пьесе Пьера Корнеля, режиссер – Жан-Луи Бенуа

В ролях: Эльза Лепуавр, Бруно Раффаэлли, Лоик Корбери и др.

Снято в зале Ришелье. 2006

Продолжительность – 2.10

Из всех комедий Корнеля «Лжеца» в Комеди Франсез ставили чаще всего. Этот спектакль – последнее на сегодняшний день обращение к пьесе. Комедия, на премьерных показах которой в роли Доранта – этого изящного и остроумного лжеца - блистал Дени Подалидес:

Позже эту свою роль он передал совсем юному Лоику Корбери, который только-только был зачислен в труппу театра. И судя по отзывам критиков, ввод этот удался, о чем мы и сможем скоро судить, посмотрев запись спектакля.

Четверг. 7 мая

21:30

«Милосердие Тита», опера Моцарта, режиссер – Дени Подалидес

Театр Елисейских полей . 2011

Продолжительность – 2.30

И снова Корнель. Правда, на этот раз опосредованный, ведь опера Моцарта основана на крайне популярной пьесе Метастазио, который, в свою очередь, за вдохновением обращался к корнелиевскому «Цинне». Более того, в своей постановке Дени Подалидес еще более усложнил драматургическую родословную оперы, вспомнив о том, что «Милосерие Тита» начинается ровно там, где заканчивается расиновская «Береника». Так что в итальянской опере будут звучать и французские стихотворные строки.

Пятница. 8 мая

21:30

«Займись Амели» по пьесе Жоржа Фейдо, режиссер – Роже Планшон

Снято в зале Ришелье. 1996

Продолжительность – 2.55

Фейдо – драматург, чье имя в «карнтинных» трансляциях Комеди Франсез встречается едва ли не чаще, чем имя Мольера. Что сказать? Поворотный круг, как всегда у Фейдо, будет работать на полную катушку, зал будет хохотать, а мы в очередной раз будем пытаться понять секрет столь бешенной популярности драматурга. Хотя бы ради того, чтобы увидеть спектакль, поставленный рукой Роже Планшона – одного из величайших французских режиссеров XX века. Тем более, что, кажется, записей его спектаклей почти не осталось.

И, как и в случае с Лассалем, десерт – столь же подробный разговор с Роже Планшоном: о дружбе с Виларом, о «Граждание Кейне», о Луи Жуве и Шарле Дюлене, о театре как о месте, где «левые могут поболтать», о Мольере и гомосексуальности и многом, многом другом. Опять же, очень удобное меню-оглавление, в котором можно выбрать интересующий кусок беседы и получить его расшифровку - https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Planchon/roger-planchon/sommaire

Суббота. 9 мая

21:30

«Электра / Орест» по пьесам Еврипида, режиссер – Иво ван Хове

В ролях: Сюлиан Браим, Кристоф Монтенез, Эльза Лепуавр, Дени Подалидес, Дидье Сандр и др.

Снято в театре в Эпидавре. 2019

Продолжительность – 2 часа

Главный «лот» недели. Конечно, этот спектакль многие могли видеть в кинотеатрах, но ценно то, что это совсем другая съемка. Киноверсия снималась в зале Ришелье, а то, что мы увидим в субботу, - в театре в Эпидавре. Античный миф на античной сцене. Интересно, что если «Проклятых» Ван Хове ставил под открытым небом Папского дворца, а затем переносил на сцену-коробку, то с «Электрой / Орестом» ситуация была обратной. Поставленный для зала Ришелье спектакль этот обрел новую – хотя и краткую – жизнь под открытым небом. Тема же осталась все той же – глобальный распад человеческих связей. Теми же остались и актеры – практически в тех же «амплуа». Вот только почему-то (возможно, впечатления субъективны) в «Проклятых» ощущалось куда больше античной трагической мощи. Впрочем, возможно, запись из Эпидавра, расставит все по своим местам.

На закуску и в продолжение темы фестивалей под открытым небом еще один спектакль, поставленный для Авиньона (1978) – правда, не для Папского дворца, а для аббатства Карма. «Дон Жуан» Антуана Витеза, заснятый на пленку осенью следующего года в театре Порт Сен-Мартен. Это один из четырех мольеровских спектаклей, поставленных Витезом для молодых актеров (среди них и Дидье Сандр в крошечной роли торговца Диманша) и сыгранных в Авиньоне в одной и той же декорации. Качество записи, конечно, сильно хромает, но тем не менее - https://www.youtube.com/watch?v=9exM5Zyegss

Воскресенье. 10 мая

21:50 (на канале France 5)

«Исправленный щеголь» по пьесе Мариво, режиссер – Клеман Эрвье-Леже

В ролях: Лоик Корбери, Аделин д’Эрми, Кристоф Монтенез, Дидье Сандр и др.

Снято в зале Ришелье. 2018

Продолжительность – 2.35

Завершает неделю «Исправленный щеголь» Мариво. Пьеса, написанная специально для Комеди Франсез, и сыгранная всего пару раз, вернулась в свой театр. Но тоже ненадолго. Эта постановка Клемана Эрвье-Леже, как и его же «Мизантроп», интересны своим вдумчивым прочтением классических текстов, но этим же вдумчивым прочтением могут, скорее, оттолкнуть, чем привлечь. Хотя прозрение надушенного манерного щеголя Лоик Корбери играет виртуозно – впору писать и говорить о «трагическом» в комедиях Мариво. Да, и после спектаклей Иво ван Хове, погружающих Кристофа Монтенеза в беспросвестную трагедию и неврастению, «Исправленный щеголь» дает возможность оценить и здоровый комизм актера. Он здесь идеальный комический слуга – мечта не только Мариво, но и Мольера.


БОНУС

Театр Одеон продолжает примерно раз в две недели выкладывать в открытый доступ спектакли, объединенные именем того или иного драматурга. Уже была неделя Мольера, неделя Ибсена, теперь пришел черед недели Пиранделло. К сожалению, почти все эти спектакли с Одеоном связывает лишь имя руководителя театра Стефана Брауншвейга, тогда как поставлены они на других площадках. В данном случае на сцене театра La Colline (Страсбург):

"Обнаженные одеваются" - https://vimeo.com/412647856

"Шесть персонажей" - https://vimeo.com/413207747

"Гиганты горы" - https://vimeo.com/413612736

Раз уж речь зашла о Брауншвейге, то на том же сайте, где лежат интервью с Жаком Лассалем и Роже Планшоном, можно найти и беседу с руководителем Одеона - https://entretiens.ina.fr/en-scenes/Braunschweig/stephane-braunschweig/sommaire

Да, и последний десерт. Еще один Пиранделло. Но теперь далекого 1961 года. «Генрих IV». TNP. Жан Вилар – в заглавной роли и роли режиссера. Телеверсия – Клода Бармы -

Оригинал в блоге ПТЖ - http://ptj.spb.ru/blog/antuan-vitez-zhan-vilar-iivo-van-xove-nedelya-skomedi-fransez/

4 мая 2020 г.

P.S. Впервые за время своих трансляций КФ объявила о замене. Завтра будет не "Преданная служанка" Лассаля, о которой я писала, а другой лассалевский Гольдони - "Перекресток". Спектакль не 1990-х, но 2000-х годов. Сама-то я хотела посмотреть "Преданную служанку". Судя по коротеньким телерепортажам того времени, Катрин Хигель в роли той самой служанки была прекрасна. Впрочем, и в "Перекрестке" она занята, а еще в "Перекрестке" играет прекрасный Подалидес:

«Перекресток» по пьесе Карло Гольдони, режиссер – Жак Лассаль

В ролях: Кристин Ферсен, Катрин Хигель, Дени Подалидес, Лоик Корбери и др.

Снято в зале Ришелье. 2007

Это третье обращение Лассаля к драматургии Гольдони на сцене Комеди Франсез. И, возможно, самое невеселое. Вчитываясь в эту «зимнюю» комедию Гольдони, Лассаль неожиданно вспоминает Дарфур, Чечню и «обломки» Ближнего и Среднего Востока… Правда, подчеркивает, что, конечно, гольдониевский «Перекресток» прямо не говорит нам о мире, в котором мы живем, но позволяет взглянуть на него иначе и – кто знает – прожить в нем чуть лучше.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum