28 янв. 2024

Разминка на хорошо сделанном поле

"Стакан воды", Эжен Скриб

Театр Et Cetera

Режиссер - Борис Морозов

Художник - Анастасия Глебова

Премьера - 7 октября 2021 г.

Чем дальше, тем больше убеждаюсь в очевидной истине: пьесы бывают разные. Есть вечные; есть оставшиеся в своем времени; есть триумфально извлечённые ловкой режиссерской рукой из пыльного забытья; есть извлечённые ошибочно; есть ошибочно забытые; есть режиссерские, а есть актерские - всякие. Французская драматургия XIX века буквально переполнена пьесами актерскими - теми самыми настолько хорошо сделанными пьесами, что режиссера они готовы отторгнуть на органическом уровне. Причем, естественно, это не значит, что отторгают всегда, - порой признают себя побежденными и смиренно становятся частью режиссерской идеи.

Все это многословие призвано обосновать одну простую мысль: на мой субъективный взгляд, "Стакан воды" Скриба - пьеса, требующая не столько мощной режиссуры, сколько мощных актерских сил. Дорежиссерский театр, требующий подлинных звёзд - не по названию, но по мастерству.

Ведь что такое "Стакан воды", если не идеальная площадка для отточенных и филигранных диалогов? Такая пьеса подошла бы для тех самых залов для игры в мяч, в которых и зарождался французский театр. Натянул сетку и вперёд: удар, ответный удар...

В принципе, Борис Морозов и берет на себя роль тренера - обучает игроков, разрабатывает для них точные комбинации и выпускает на поле. Дальше - сами. Но пока игра выглядит, скорее, разминкой, в которой игроки лишь нащупывают свои возможности. Увереннее других - Николай Козак. Но так и "тренируется" он у Бориса Морозова куда дольше остальных. Его Болинброк - пожалуй, пока лучшее что есть в спектакле. Расчётливый игрок, обаятельный авантюрист, вдохновенный актер-любитель, сам балдеющий от своих актерских возможностей. Чего стоит его "самонакрутка" и на наших глазах рождающийся импровизационный выход из замаячившей было перед ним долговой ямы. Козак играет любимца публики и, играя, становится им и для зрителей театра Et Cetera.

Но по большей части это пока игра без соперников. Наталья Благих - яркая и острая актриса - могла бы таковой стать, но ее герцогиня Мальборо то ли играет по другим правилам, то ли не видит в Болингброке Козака равного партнёра. Она слишком холодна, чтобы снисходить до диалога, но ведь без диалога пьеса Скриба не способна существовать.

Возможно, все дело в том, что Болингброку в спектакле катастрофически не достаёт аристократизма. Он словно искатель приключений без роду и племени, хотя, согласно автору, генеалогическое древо его - дай бог каждому. К слову, вот этот самый аристократизм не даётся почти никому. Пусть даже не аристократизм, но выучка высшего света и банальная военная выправка (что это за молодой капитан, который спотыкается о собственную шпагу?!). И при этом сценография Анастасии Глебовой не оставляет места для сомнений - мы в королевском дворце условных прошлых эпох (пусть даже гобелены на его стенах и сотканы частично из вполне современных видеопроекций).

Не хватает породы - того, без чего полвека спустя невозможно будет представить героев Оскара Уайльда. Но с другой стороны, благодаря такому незапланированному снижению социального статуса Болингброка, я вдруг открыла для себя важную, кажется, вещь относительно драматургии Скриба. А точнее, относительно эволюции образа комического героя. Ведь кем является Болингброк в "Стакане воды"? Устроителем судеб, режиссером всех интриг, разрешителем конфликтов - то есть роль вечного со времён античности комического слуги, шестью десятилетиями ранее достигшая своего пика под пером Бомарше. И вдруг у Скриба все эти функции передаются дворянину - буквально Скапен во дворянстве! Не вспомню навскидку другой пример подобного социального переноса.

А "Стакан воды" в Et Cetera, звоном разбитого стекла открывающийся и им же завершающийся, на зрительский успех обречён. Слишком уж хорошо сделана эта пьеса. Настолько хорошо, что даже два столетия спустя зрительный зал в едином порыве реагирует на все перипетии закрученного французским автором сюжета.


Октябрь 2021 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum