Блог
В этот период, согласно Шаппюзо, служащих театра можно было разделить на две неравные категории: высшие и низшие.
Высшие входили, как правило, в состав труппы и не получали никакого дополнительного жалования, помимо своей доли в компании. «Платой» за исправление этих должностей была их почетность и то уважение со стороны оставшейся части труппы, которое они приносили. В число высших служащих входили казначей (le Trésorier), секретарь (le Secrétaire) и контролер (le Contrôleur).
Низшие служащие как раз-таки состояли на жаловании и число пайщиков не входили. К этой категории относились: консьерж (le Concierge), переписчик (le Copiste), скрипачи (les Violons), кассир (le Receveur au Bureau), les Contrôleurs des portes, портье (Portiers), декораторы (les Décorateurs), статисты (les Assistans), les Ouvreurs de Loges, Théâtre & d'Amphithéâtre, le Chandelier, печатник (l’Imprimeur) и расклейщик афиш (l’Afficheur). Сюда же с некоторой натяжкой можно добавить продавщиц всевозможных напитков (les Distributrices de limonades & autres liqueurs). Правда, они на жаловании не состояли, но, напротив, плотили определенный налог труппе, если только в частном порядке их от него не освобождали.
И, наконец, была еще одна отдельно стоящая и, возможно, самая почетная должность в этой театральной системе – оратор (l’Orateur).

Высшие служащие.
Казначей, как правило, вместе с секретарем и контролером, отвечал за ведение счетов, а также являлся хранителем общей казны сообщества (la Communauté) и отвечал за ее распределение по тем или иным статьям расходов. Казна пополнялась обычно в конце дня после того, как из полученных за день доходов были вычтены все траты этого дня. Порой, чтобы не запутаться, оплату по всем этим тратам тоже поручали казначею. Плюс ко всему казначей следит за тем, чтобы в казне ежемесячно находились необходимые средства на более крупные расходы, как то покупка новой машинерии, арендная плата, ремонтные работы и прочее.
Секретарь, прежде всего, ведет журнал (Registre) труппы, в который ежедневно вписывает дневную выручку (именно он по окончании спектакля он получает от кассира счет по проданным билетам) и то, что было потрачено. Также в его обязанности входит фиксировать в своем журнале имена тех, кто вступает в труппу, и отмечать, на каких условиях это происходит. К слову, часто, должности казначея и секретаря исполняются одним человеком.
Контролер всегда присутствует при подсчете выручки и собственной рукой вписывает в журнал секретаря сумму, которая извлекается из казны на расходы компании, а какая остается в руках казначея. Шаппюзо отмечает, что в труппе Маре существовало два ключа, которые отпирали разные замки у сундучка с казной, причем хранились эти ключи у двух разных людей. Делалось это, чтобы избежать возможных злоупотреблений.
Низшие служащие
Их, поскольку они получали регулярное жалование (des gages), актеры между собой назвали гажистами (Gagistes). Первым делом деньги всегда выплачивались именно им, да и обслуживали их лучше, чем хозяев, что, впрочем, налагало на низших служащих большую ответственность.
В обязанности консьержа входило открывать и закрывать отель, содержать его в чистоте и порядке, а после окончания спектакля обойти все помещения, чтобы предотвратить возможность пожара.
Переписчик прикреплен к архивам, где хранятся оригиналы пьесы, чтобы иметь возможность при необходимости снять копии по каждой из ролей и передать их актерам. Кроме того именно он во время спектакля выполняет функции суфлера. «Для этого необходимо быть внимательным и хорошо различать, когда актер сделал преднамеренную паузу, чтобы не потревожить его в этом момент и не оказать ему медвежью услугу».
Скрипачей при труппе обычно бывает шесть человек, при чем на эти должности тщательно отбирают наиболее умелых и квалифицированных музыкантов. В разное время их размещали в разных частях сцены и зала, но к концу описанного периода скрипачам предоставили одну из лож. «Хорошо, когда они знают наизусть два последних стиха акта и могут точно начать свою мелодию, а не дожидаются крика: «Играйте!», что случается часто».
Кассир занимается продажей билетов и отвечает за все деньги, проходящие через его кассу. Причем, в деньгах он должен разбираться блестяще, чтобы уметь при необходимости (а таковая случалась часто) отличить настоящие от фальшивых. Кассир не может покинуть кассу до окончания спектакля, после чего собирает всю выручку за места на сцене, в амфитеатре, ложах и в партере, и передает ее казначею. Причем, как пишет Шаппюзо, если обнаруживается некоторая недостача, то кассир в ту же минуту должен ее покрыть, а уже потом, в зависимости от произошедшего, его могут эти деньги вернуть. Но главное, чтобы сразу после спектакля в руки казначея попала полная выручка.
Contrôleurs des portes, один из которых находится на входе в партер, а другой – на входе в ложи, распространяют билеты (полученные в кассе) «на своей территории» и рассаживают зрителей на места, согласно этим билетам. Они также следят, чтобы портье выполняли свои обязанности, чтобы они не получали деньги от кого бы то ни было и чтобы они были вежливы со всем зрителями.
Портье (в том же количестве, что и Contrôleurs des portes и на тех же позициях), должны предотвращать возможные беспорядки (например, связанные с попытками того или иного зрителя пробраться на спектакль без билета), причем в идеале – без применения силы.
Декораторы, естественно, должны обладать навыками, необходимыми для оформления сценического пространства. Как правило, их двое при труппе и, когда речь идет о создании новых декораций, работают они всегда вместе. В обычное же время они могут присутствовать в театре лишь один день в неделю, а в оставшиеся дни заниматься работой по своему усмотрению. Они должны и разбираться в машинерии, чтобы иметь возможность приспособить ее к своим декорациями в тех спектаклях, где это необходимо. За порядком по краям сцены также следят они, «отлавливая» тех, кто толчется за кулисами, мешая актерам на выходах и попадая в поле зрения тех, кто сидит в зрительном зале. Наконец, еще одна важная функция декораторов – пожарная безопасность. Именно они следят за тем, чтобы огонь от свеч, освещающих зал и сцену, не перекинулся на крышу. Для этих целей у них всегда наготове должны быть бочонки с водой и пустые ведра.
Статистами обычно работают слуги актеров, которым оплачивается эта дополнительная работа в те дни, когда они заняты на сцене. Чаще всего к их услугам приходится прибегать в спектаклях-феериях, в которых всегда множество массовых сцен. Расходы на статистов в этих случаях непомерны.
Les Ouvreurs de Loges, Théâtre & d'Amphithéâtre в количестве четырех или пяти человек должны делать все, чтобы услужить высокой публике и предоставить знати наилучшие (по возможности) места, а также выполняя отдельные их капризы. В дозволенных рамках, конечно.
Обязанность сhandelier – обеспечивать постоянный запас хороших свечей, нужного веса, длины и толщины, а также изготовленных из лучшего и белоснежного материала.
Печатник должен предоставлять не следующий день после того, как премьера была объявлена, и в утро самой премьеры установленное количество афиш, напечатанных на хорошей бумаге. Оригинал он получает накануне вечером от оратора.
Расклейщик афиш должен способствовать тому, чтобы в указанный час афиши появились на всех перекрестках и в других названных ему местах. К концу рассматриваемого периода красные афиши отличали Бургундский отель, зеленые – отель Генего, а желтые использовала Опера.
Жалование служащим выплачивалось по вечерам после окончания спектакля, причем, повторимся, именно эти расходы считались в труппе первоочередными.
Продавщицы ликеров располагались в двух местах зрительного зала – рядом с ложами и в партере. Их прилавки были красиво обставлены красивыми люстрами, хрустальными бокалами и маленькими светильниками. В продаже всегда были все сорта освежающих ликеров, лимонады, малиновая, смородиновая и вишневая настойки, лимонный и апельсиновый конфитюр, а зимой появлялись и согревающие напитки.
Оратор.
Шаппюзо отделяет оратора как от низших, так и от высших служащих. Почему он не включает его в состав наемных служащих – понятно, ведь оратор не получает жалования и входит в состав труппы. А вот почему оратор не входит в состав служащих высших – вопрос. Шаппюзо объясняет это тем, что оратор – это фигура, облеченная наивысшим доверием и являющаяся представителем театральной компании перед лицом как простых зрителей, так и принцев крови. Именно его Шаппюзо называет лицом труппы.
На ораторе лежит две основные обязанности, связанные между собой, – произнесение торжественной речи перед публикой и составление афиши. Речь он произносит после спектакля с тем, чтобы заслужить благосклонность публики и уже перед доброжелательно настроенным зрителем проанонсировать спектакль, который состоится в следующий раз. В своей речь оратор должен так польстить публике, чтобы склонить ее приходить на спектакли труппы снова и снова. Чаще всего эта речь весьма коротка и не продумывается заранее; но если вдруг в зале присутствует король, Месье или принцы крови, то речь составляется много тщательнее. После произнесения речи оратор составляет афишу следующего дни и передает ее печатнику.
Еще одна обязанность оратора – собирать труппу на чтение новых пьес, на репетиции да и, вообще, на все встречи, вызванные необходимостью обсудить важные для труппы вопросы. Собственно, именно оратор эти встречи и ведет, выдвигая вопросы на обсуждение. И хотя у него, как и у всех, лишь один голос, но чаще всего доверие к нему столь велико, что именно голос оратора может стать решающим.
Бывает даже так, что если труппа убеждена в совершенном умении оратора вести дела и в том, что он обладает определенным «кредитом доверия» у знати, то труппа полностью перекладывает на оратора ведение всех своих дел и отстаивание своих интересов.
Так что должность эта весьма хлопотна, но крайне почетна.