Блог
Около месяца назад писала, как в журнале более чем вековой давности наткнулась на изобретение на стыке театра и науки – театрофон. Изобретение, позволившее бы – будь такая необходимость – и в конце девятнадцатого века не без приятности провести дома карантин, не отрываясь от своих увлечений. В заметке «Артиста» (1890, №8) говорилось:
Заинтересовалась.
Итак, театрофон, согласно википедии, - это система передачи звука по двум каналам, которая сделала доступным бинауральное слушание и позволяла слушателям различать расположение актёров на сцене; это изобретение дало возможность использовать стереозвук для прослушивания оперных произведений на расстоянии в 3 км от театра.
Театрофон на сцене Парижской оперы
Изобрел театрофон в 1881 году Клемент Адер. Спустя девять лет изобретение коммерциализировали и использовали его вплоть до 1932 года.
Новинку эту представили на всемирной выставке в Париже, А позднее ее опробовал и Виктор Гюго. 11 ноября он записал в своем блокноте: «Это было очень любопытно. Мы надеваем наушники, прикрепленные к стене, и слышим Оперу, меняем наушники – слышим Комеди Франсез, Коклена; снова меняем – слышим Опера Комик. Дети были очарованы, да и я тоже».
Комната для прослушивания на Парижской выставке
Итак, абонентам предоставлялся доступ к оперным и драматическим постановкам. Телефонные приёмники устанавливались в гостиницах, кафе, клубах и других местах: пять минут прослушивания обходилось вам в 50 сантимов (за дополнительный франк можно было продлить удовольствие). Услуга также была доступна для домашних абонентов.
Если вы готовы были стать постоянным абонентом и приобрести абонемент, вам предоставлялась скидка. Предложение звучало примерно так: «Театр у вас дома: Опера-Комик-Варьете-Новости-Французская комедия-Концерты! Абонемент позволяет каждый день пользоваться театрофоном до 3-х человек одновременно! Цена абонемента — 60 франков!»
Одним из таких постоянных слушателей стал в 1911 году и Марсель Пруст. Тогда его здоровье ухудшилось настолько, что он не выходил из дома и буквально благословил существование театрофона. Впрочем, качество звука Пруста не слишком устраивало. В том же 1911 году он писал другу: «Я стал абонентом театрофона, но пользуюсь им пока редко – плохо слышно. Но например, операм Вагнера, которые я знаю практически наизусть, акустические несовершенства не помеха». Правда, почти все недовольства Пруста были забыты, когда только с помощью театрофона он смог прикоснуться к «Пеллеасу и Мелизанде» Дебюсси. Здесь недоверие сменилось почти восторгом. Но без курьезов не обошлось. Пруст с юмором замечал, в что в какой-то момент из-за несовершенства звука театрофона момент оперы, который показался ему рокотом не лишенным приятности, хотя и несколько бесформенным, оказался – стоило Прусту прислушаться – антрактом!
Заинтересовало новое изобретение и Кокто, который, намекая на сложную и разветвленную сеть его проводов, управляемых из единого центра, называл театрофон «акустическим спрутом».
Спрут охватывал совсем не только Париж. Уже 24 мая 1913 года состоялась «обменная трансляция» между Парижем и Лондоном, когда в один вечер Лондонцы слушали оперу «Тристана и Изольду», передаваемую из Парижской оперы, а парижане наслаждались трансляцией из лондонского театра «Альгамбра».
Довольно быстро количество театров, включившихся в эту «театрофонию» стало увеличиваться, хотя не обходилось и без сложностей – все же дирекции театров опасались конкуренции. Да и не только дирекции. Так, все в том же нашем журнале «Артист» два года спустя после первого сообщения о театрофоне появилась очередная новость, с ним связанная (1892, №22):
К сожалению, чем закончился этот процесс на стыке авторского права и ущерба артистической репутации, я не знаю. «Артист» больше эту тему не поднимал, а спустя два года и вовсе прекратил свое существование.
И все же количество желающих слушать театральные трансляции росло год от года. Уже после Первой Мировой войны их стало так много, что под весом установленных аппаратов проседали рампы (а количество аппаратов как раз-таки зависело от количества слушателей). Более того, требования абонентов становились все более взыскательными: некоторые, например, указывали, что хотели бы, чтобы их аппарат был размещен «со стороны скрипок»…
И еще один факт, свидетельствующий о крайней популярности новинки: уже в конце 90х годов XIX века театрофон стал частью культурного кода. В одно из английский романов того времени, к примеру, о героине присали, что она «сложна, как театрофон».
А вот вам разные фото и рисунки, связанные с этим первым "Театром на линии":
P.S. Интересно, а в разгар испанки театрофон выручал своих абонентов, как выручали нас онлайн-трансляции?..
P.P.S. В романе «Мистер Ми» (2000) Эндрю Круми – в эпилоге – как описывается установка театрофона в доме у Пруста. Приведу небольшой кусок:
«— Что ж, поглядим, что у нас здесь, — сказал я, берясь за коробку и открывая его взору новенький театрофон с одним рупором, модель «Солитер». — Этот красавчик принесет к вам в дом весь Париж, — гордо проговорил я, разматывая провод. Театрофон подключается к уже существующим телефонным проводам — только надо подсоединить его к запасным терминалам в коммутаторе, что прикреплен к оконной раме.
— Я всего лишь хочу услышать «Пеллеаса» в постановке Комической оперы, — мечтательно произнес писатель, — ну и, пожалуй, несколько сцен из Вагнера, партитуру которого Селина испортила мебельным лаком. Больше мне ничего не нужно.
Я вынул плоскогубцы и принялся за работу.
Вся операция занимает не больше десяти минут; а через несколько лет, по моему убеждению, будет достаточно воткнуть вилку в специальную розетку, которую установят в углу каждой комнаты. Пара пустяков — все равно что повесить на вешалку пальто.
(…)
Я взял телефон и позвонил в компанию:
— 29205, дом 102 по Бульвару Османн, говорит механик. Мы хотим испробовать театрофон. Дайте нам какую-нибудь программу — что у вас там сейчас идет?
Пока мы ожидали, я стал объяснять писателю принцип работы театрофона, но тут машина ожила, и мы услышали голоса:
«Вы хотите изучать естественные науки?» — спросил один голос.
«Естественные науки? А что это такое?» — отозвался другой.
— Это, видимо, трансляция Мольера из Комеди Франсез, — сказал писатель. — Машина, судя по всему, работает прекрасно. Но отключите ее пока — мне надо отдохнуть.
Я выполнил его просьбу и выразил надежду, что театрофон доставит ему много удовольствия»…
Арель 2021 г.