Блог
Так получилось, что недавно вернулась к Андре Антуану, до которого полноценно руки не доходили очень давно. (Кстати, его книга-манифест-отчет "Свободный театр" - ещё одно крупное упущение в переводных французских источниках). И вот, вернувшись, к Антуану обнаружила его планы переустройства театрального здания - Гвоздев об этом вскользь писал в своем очерке, а тут добралась до первоисточника. И это, действительно, интересно.
Тем более (к этому выводу на прошлой неделе мы пришли со студентами), ситуация-то и сегодня не сильно изменилась у нас. Пожалуй, пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить ПОЛНОСТЬЮ удобные зрительные залы в московских театрах.
Итак, тезисно делюсь мыслями Антуана. И сначала его претензии к современной ему ситуации:
1. Слишком много театров, большая часть которых не заполняется даже наполовину. Так что, казалась бы, куда думать о новом театральном здании? Но речь идёт о здании идеальном - отвечающем всем овейшим технологиям, требованиям удобства и безопасности.
2. Привычный театральный зал с его системой ярусов обрекает зрителей этих самых ярусов на то, что две трети из них вынуждены лицезреть друг друга, а не спектакль, ведь сидят они друг напротив друга. За драматургических же действием они могут следить, лишь болезненно поворачивая голову. И если сидящие в первом ряду ещё могут насладиться зрелищем, то остальным, чтобы что-то (хоть часть сцены) увидеть, надо вставать и наклоняться. Более того, в современных театрах на ярусах много мест, с которых, вообще ничего не видно.
3. Даже привилегированные зрители лож и бенуаров ограничены в обзоре. Ложи на шесть мест дают лишь два нормальных - остальные опять же должны вставать и вытягивать шеи. Посетители же бенуара ещё и испытывают проблемы со звуком - акустика там неахти.
4. Таким образом, из двенадцати сотен человек шестьсот (триста справа, триста слева), не видят спектакль целиком - работа всех причастных к созданию спектакля идёт насмарку - особенно декорационно-живописное оформление. Плюс треть зала толком ничего не слышит. Даже в лучшем из современных залов - зале КФ зрители верхнего яруса и бенуара только воспринимают приглушенные и сбивчивые звуки.
Вывод - привычная круговая ярусная система совершенно нелогична и нерациональна.
5. Мало того, что зрительские места плохо расположены с точки зрения просмотра спектакля, так они (как и вся зрительская часть) ещё и страшно неудобны. Все здесь узкое, пыльное, душное. Сами по себе узкие, коридоры стеснены ещё больше большим количеством раздевалок, обслуживает которые хамоватый и деспотичный персонал. Фойе располагаются, как правило, далеко от зрительного зала и попасть в них можно лишь по душным узким лестницам, на которых, естественно, постоянно образуются "пробки". А если антракт затягивается, то, естественно, хочется размяться, подышать, покурить, но для этого нужно выходить под колоннаду, где постоянно гуляет сквозняк и ты рискуешь подхватить насморк или бронхит.
6. И ведь все эти неудобства ещё и страшно дороги. Горожане, мелкие предприниматели и рабочие, по сути, исключаются из театральной жизни, ведь стоимость "нормального" неудобного места соответствует двум, а то и трем дневным заработкам. Если же, делая сэкономить, зритель часами простаивает у кассы в ожидании (в последний момент) более дешёвых мест, то в итоге оказывается в ещё большем проигрыше - все равно с него сдерут три шкуры.
Антуан заключает, что все эти материальные трудности имеют своим истоком кризис всей театральной индустрии. Особенно с точки зрения создания современных и комфортных условий для зрителя, привыкшего к комфорту во всех остальных сферах своей жизни. А отсюда - один шаг до признания насущной необходимости в новом театральном здании.
Чего же Антуан от этого здания хочет?
1. Основной принцип - зал должен быть выстроен для "тысячного" зрителя. Для того, кому в нынешних театральных зал приходится хуже всех. И ему не просто нужно предоставить кресло, в котором он мог бы удобно расположиться и до которого он мог бы добраться, "не повредив свою коленную чашечку", но и сделать так, чтобы спектакль разворачивался прямо перед его глазами, а не слева или справа.
2. Соответственно, галереи в их современном Антуану виде никак не годились. И он предлагал систему "ступеней". По сути, систему греческого амфитеатра, где каждый следующий ряд выше предыдущего (чтобы затылки не мешали) и последний ряд все ещё позволяет видеть всю сцену, а не одни только люстры. То есть никаких галерей, бенуаров, лож и т.д. Сам Антуан озвучивает, что ориентируется на Бейрутский театр.
3. Этот амфитеатр на 800-1000 мест предполагается разделить несколькими удобными проходами, каждый из которых ведёт в отдельное удобное фойе. Таким образом получается избежать неизбежной прежде толкучки, когда толпа зрителей стекалась в единственное фойе, площадью в несколько квадратных метров.
4. Предполагается обустроить вентилируемые комнаты для курения; комнаты для журналистов, где они могут ещё в антракте начать делать наброски к своей будущей статье; читальный зал, где модно полистать вечерние газеты. То есть в антракте можно будет освежиться, телеграфировать написанный текст, воспользоваться телефоном, покурить, не покидая театра, не препираясь с контроллерами на входе и не рискуя жизнью в ненастье за бокал мазаграна.
5. Чуть подробнее о комнате для прессы. Доступ сюда персоналу театра будет запрещен, а сама комната будет оборудована всем необходимым, чтобы журналист максимально быстро и с максимальным комфортом мог передать в газету новость или описание вечера, на котором он присутствует.
6. Антуана страшно раздражают современные ему гардеробные, создающие дополнительную толкотню и заставляющие бесконечно ожидать доступа к своему пальто или трости. И Антуан предлагает кардинальное решение - совсем упразднить само понятие гардероба, а взамен таким образом оборудовать зрительские места, чтобы раздеваться и хранить свои вещи можно было прямо там, где сидишь. То есть кресло как гардероб.
7. Если в течение дня зритель не смог получить свой билет, то он может забрать его на специальной стойке прямо перед спектаклем. Причем билеты теперь нумеруются по рядам, а не по качеству мест, соответственно, каждому хватит одного лишь взгляда на билет, чтобы понять, где расположено его кресло.
8. Это, мне кажется, прекрасно. Антуан предлагает установить на входах в зрительный зал автоматические двери, которые автоматически закроются с поднятием занавеса, дабы не позволять опоздавшим мешать пришедшим вовремя. Причем интересно, что Антуан продумал здесь технику безопасности - автоматическое закрытие препятствует лишь входу в зал, выйти же при желании можно без проблем.
То есть основная цель Антуана - сделать все возможное, чтобы зритель чувствовал себя "как дома".
Естественно, в новом театре планировалась и новая "техническая начинка", но на ней Антуан подробно не останавливался. Отметил только, что все работы будут поручены молодым архитекторам, которые составили подробные планы, выполнили все необходимые расчёты, сделав итоговый проект вполне практичным и осуществимым с научной точки зрения.
Если говорить о внешнем виде зала и фойе, то для их оформления планировалось использовать принцип полихромии за счёт использования при отделке разнообразных материалов. В зрительном зале сам его железный каркас и металлические конструкции станут основой декора, а элегантности и богатства добавит отделка - фаянс, терракота, мозаика и т.д.
Антуан также подчеркивает полную безопасность своего проекта, поскольку предполагаемое здание должно быть полностью возведено из негорючих материалов.
Да, ещё одна важная деталь - потолок планировалось сделать подвижным. Во-первых, таким образом достигалась цель вентиляции. А во-вторых, актеры получали возможность (при хорошей погоде) репетировать в лучах солнца под открытым небом, наслаждаясь свежим воздухом и вырвавшись из привычных мрачных и душных помещений.
Вот такой вот проект. И надо отметить, что с технической точки зрения он был полностью проверен и утвержден самим Густавом Эйфелем.
P.S. План ниже - на видео:
9 октября 2020 г.