27 янв. 2024

По следам "старинного" буклета

Итак, следуя хронологическому принципу, открываю буклет гастролей 1956 года Национального народного театра (TNP). Театра Жана Вилара. В тот год они впервые приехали в Москву и Ленинград (четыре года спустя будет второй и ониде последний раз) и привезли три своих спектакля: мольеровского "Дон Жуана", где в заглавной роли блистал сам Жан Вилар; "Марию Тюдор" Виктора Гюго с блистательной Марией Казарес и "Торжество любви" Мариво, где они же играли центральные партии. А ещё в каждом из трёх спектаклей покорял советскую публику Даниэль Сорано (ныне Сганарель и Арлекин, а в скором будущем и Фигаро). А ещё мог бы покорить москвичей уже тогда, но, увы, будучи пока малоизвестным актером, остался в тени Филипп Нуаре. А ещё мог бы приехать - и как же его ждали! - Жерар Филип, но... Съёмки "Тиля Уленшпигеля" сделали этот приезд невозможным. Всей страной надеялись на следующие гастроли, но... В 1970 году выходить на подмостки в ролях Родриго, Лоренцо, принца Гомбургского было уже некому...

Ах да, ещё одна деталь! К гастролям напрямую она отношения не имеет, но имеет отношение к самому TNP Tnp Villeurbanne . Дело в том, что девять дней назад - 11 ноября - театр отметил вековой юбилей. Конечно, для нас TNP - это прежде всего театр Жана Вилара, но виларовский период - второй период его истории. Первый связан с именем Фирмена Жемье (того самого, кто смачным словечком "merdre", брошенным в лицо зрительному залу, открыл новый век французского театра). Именно Жемье придумал театру название и именно он поставил в нем 11 ноября 1920 года первый спектакль, приуроченный ко дню погребения праха Неизвестного солдата под сводами Триумфальной арки. Правда, аббревиатура TNP появилась уже при Виларе. (Это как понятие "Ленком" появилось при Захарове, хотя театр имени Ленинского комсомола возник значительно раньше).

Но вернусь к гастролям. Совершенно не имею намерение их анализировать подробно описывать, но несколькими фактами из газет - не советских, парижских - поделюсь.

• В большинстве попавшихся мне статей Малый театр настойчиво называют маленьким - с маленькой буквы ("нашу труппу принимали русские артисты у себя в маленьком театре, а потом в огромном Университете выступали с поэтической программой")

• полный успех сопутствовал каждому спектаклю, а на "Марии Тюдор", обернувшейся триумфом Марии Казарес, в партере можно было увидеть Маленкова, Молотова и Суслова

• Вернувшись в Париж после советских гастролей, Вилар говорил о том, что думает о постановке трилогии Алексея Толстого ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис"). Увы, эти планы не осуществились. В итоге из русского репертуара в TNP модно было увидеть лишь чеховского "Иванова" да горьковских "Детей солнца".

• И напоследок - финальный материал газеты "Le Monde" о советских гастролях TNP. Труппа вернулась в Париж и... Чего хочет редакция от журналиста в таких условиях? Правильно - прямую речь. Итак, утро по возвращении с гастролей. Звонок телефона:

- Алло! М. Жан Вилар?.. - Нет, он ещё спит - не могли бы вы перезвонить позднее?.. - Алло! М-м. Мария Казарес?.. - Она просила не будить ее до полудня... - Алло! М. Жан Топар?.. - О! Знаете ли, я ещё сплю... - Тем не менее! Ваши гастроли в СССР... - Были захватывающи! Постойте, похоже, я начинаю просыпаться... - Давай, Жан, сделай усилие!.. Прости этого злого журналиста и расскажи мне всё. Я захлопну свой клюв и распахну уши...

И дальше актер Жан Топар, действительно, вкратце рассказывает о гастролях. О том, что из месяца, проведенного в СССР целых три недели труппа жила в Москве и всего неделю в Петербурге, хотя, по совести, хотелось наоборот.

О том, что принимали их превосходно, а некоторые молодые люди хвостиками ходили за ними весь месяц - со спектакля на спектакль, из Москвы - в Петербург

О том, что больше всего зрителю в Москве и Петербурге приглянулся Мариво с его "Торжеством любви". Что очень хорошо приняли "Марию Тюдор", а вот "Дон Жуана" с прохладцей. "Слишком уж он болтлив и многоречив для иностранцев", - заключает Топар.

О том, что главными звёздами этих гастролей в глазах советской публики оказались Мария Казарес и Даниэль Сорано.

- И...вы возвратились? - Я? С тридцатью четырьмя куклами и целым потоком сувенирной валюты. - Тридцать четыре матрёшки? - Да...

P.S. Прикладываемое видео (увы, больше не открывается) - это единственное видео об этих гастролях, которое удалось найти. Оно без звука и принадлежит ina.fr

Декабрь 2020 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum