Блог
Комеди-Франсез вот уже третью неделю ежедневно выходит в эфир на своем сайте и на ютуб-канале театра. Импровизированное вещание проходит под названием «La Comédie continue!» - «Комедия продолжается!». Причем у слова «комедия» здесь, как вы понимаете, двойной смысл. Ежедневно актеры записывают все новые и новые программы для своей «вещательной сетки». Здесь и «пять минут поэзии», и погружение в актерскую кухню, и мастер-классы, и многое другое. В 18:30 и 20:30 по парижскому времени «поднимается занавес» и даются спектакли. Наступающая неделя ожидается едва ли не самой «богатой» за это время: Джорджо Стрелер, Иво ван Хове, Роберт Уилсон. Чехов и Мольер, Висконти и Лафонтен, Гольдони и Гроссман, - думаю, у каждого найдется повод познакомиться или продолжить знакомство с Комеди-Франсез.
Понедельник. 13 апреля
21:30
«Три сестры» по пьесе А.П. Чехова, режиссер – Валерия Бруни-Тедески.
В ролях: Эрик Рюф, Бруно Раффаэлли, Флоранс Виала, Корали Заонеро, Лоран Стокер, Мишель Вюйермоз, Эльза Лепуавр, Жиль Давид, Стефан Варюпен, Жоржиа Скалье и др.
Телефильм. Копродукция Комеди-Франсез и ARTE France. 2015
Продолжительность – 1.50
Фильм этот из того цикла, что Комеди-Франсез задумал и последовательно воплощает с ARTE France. Берется пьеса, которая входит в репертуар театра. Берутся актеры, в этой пьесе занятые. Режиссер приглашается новый. Он получает конкретный драматургический материал, готовый каст и придумывает свою киноисторию. Результат получается весьма любопытным, хотя порой и спорным. Вот например, эти «Три сестры» к безусловным удачам точно не отнесешь: очевидно, что режиссеры совсем не в равной степени были интересны персонажи чеховской пьесы. Но те, которые были интересны… Этот фильм стоит смотреть хотя бы ради одних только сцен Соленого (Эрик Рюф), Тузенбаха (Лоран Стокер) и Ирины (Жоржиа Скалье). Потрясающие актерские работы, неожиданные оттенки взаимных чувств и эмоций, разрешающиеся в едва ли не лучшую сцену дуэли.
P.S. Пару лет назад фильм переводили для канала «Культура», так что в сети можно найти и русскоязычную версию.
Вторник. 14 апреля
21.30
«Проклятые» по сценарию Лукино Висконти, Никола Бадалукко, Энрико Медиоли («Гибель богов»), режиссер – Иво ван Хове
В ролях: Эрик Женовез, Дени Подалидес, Гийом Гальенн, Эльза Лепуавр, Кристоф Монтенез, Лоик Корбери, Дидье Сандр, Аделин д’Эрми и др.
Снято на Авиньонском фестивале в Папском дворце. 2016
Продолжительность – 2.20
Безусловно, главное событие французской театральной недели. Спектакль Иво ван Хове, вернувший Комеди-Франсез в Папский дворец Авиньона (там спектакль и снят). Если вы видели (а вы, наверняка, видели) фильм Висконти или хотя бы читали краткое содержание, то незнание французского помехой не станет. Мощнейшее взаимодействие всех элементов: актеры, пробивающие все зрительские барьеры как непосредственно со сцены, так и на крупных планах огромного экрана; живой оркестр, рассредоточенный на всех уровнях внутреннего двора Папского дворца и способный точно отозваться на каждый смысловой поворот, каждый актерский жест, едва ли не на каждую мысль; мультимиедиа, совершенно, филигранно, неотделимо вошедшие в плоть спектакля. Иво ван Хове с актерами Комеди Франсез создали, по сути, беспримесную трагедию – античную, нордическую, современную. Создали, то, что, к слову, не получилось (на мой субъективный взгляд) у них же в прошлогодней постановке по Еврипиду.
Среда. 15 апреля
19:30
«Олень и Пес» по «Сказкам кота Мурлыки» Марселя Эме, режиссер - Вероника Велла
Снято в Studio-Théâtre. 2016
Продолжительность – 1 час
21:30
«Басни Лафонтена», режиссер – Роберт Уилсон
Снято в зале Ришелье. 2005
Продолжительность – 1.40
Забавно сформированная программа на среду. Первый спектакль – детский (его позиционируют как постановку для детей от четырех до семидесяти пяти лет), второй – естественно, «взрослый». Но оба они сказочные, басенные. Не зря же автора «Сказок кота Мурлыки» называли продолжателем традиций Лафонтена. В Комеди-Франсез, к слову, существует целый цикл спектаклей по его сказкам. На прошлой неделе показывали «Волка», на это обещают «Оленя и пса». Вечером же сам Лафонтен руки Роберта Уилсона. Неожиданностей для любителей Уилсона здесь, конечно, никаких не предвидится, но стоит увидеть, как старейшая актерская труппа принимает совершенно новые правила игры, точными и яркими мазками вписываясь в режиссерское полотно. И ведь ни один из артистов не теряет при этом свою индивидуальность, которая, будучи намеренно ограниченной, порой раскрывается еще ярче. Просто обратите внимание, к примеру, на Кристиана Гонона и его красного Лиса. Ах да, и конечно, стоит насладиться восхитительной, стилизованной под барочные мотивы, музыку Майкла Галассо.
Четверг. 16 апреля
21:30
«Like a Rolling Stone…» по книге Грейла Маркуса «Like a Rolling Stone, Боб Дилан на перекрестке дорог», режиссер – Мари Ремон и Себастьен Пудеру
Снято в Studio-Théâtre. 2015
Продолжительность – 1.15
Тут рекомендации мои будут направлены, скорее, не на театралов, а тех, кому дорог золотой век рок-музыки. Спектакль, поставленный по книге, написанной о песне. Песне, занимающей первую строчку в списке пятиста величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone». Ну, а если вы посмотрите спектакли Комеди Франсез в предыдущие дни, то, несомненно, захотите увидеть в новом, «музыкальном» качестве Стефана Варюпена (Андрей из «Трех сестер», Шут в «Двенадцатой ночи» Остермайера, показанной в TheatreHD) и Кристофа Монтенеза (Мартин из «Проклятых», сэр Эндрю в «Двенадцатой ночи», Орест в «Электре/Оресте» Иво ван Хове (TheatreHD)).
Пятница. 17 апреля
19:30
«Сладкая месть и другие скетчи» по пьесе Ханоха Левина, режиссер – Галин Стоев
Снято в Studio-Théâtre. 2015
Продолжительность – 1.15
21:30
«Система Рибадье» по пьесе Ж. Фейдо и М. Геннекена, режиссер - Забу Брайтман
Снято в театре Вьё-Коломбье. 2013
Продолжительность – 1.55
Этот день, пожалуй, только для самых преданных поклонников Комеди-Франсез и, как вариант, для тех, кто следит за творчеством режиссера Галина Стоева. Или возможно, вы просто захотите попробовать разобраться в юморе самого часто ставимого (после Мольера) комедиографа?
Суббота. 18 апреля
19:30
«Конференция вещей», текст и постановка - Кристин Монтальбетти
Снято в Studio-Théâtre. 2019
Продолжительность – 1 час
21:30
«Дачная трилогия» Карло Гольдони, режиссер – Джорджо Стрелер
Снято в Театре «Одеон». 1979
Продолжительность – 4 часа
Выбор из двух предложенных театром спектаклей в этот день очевиден. Всегда интересно увидеть еще не виденную работу великого режиссера. Да еще работу, до сих пор считающуюся легендой французской сцены. Да еще и с Людмилой Микаэль и Пьером Дюксом в главных ролях.
Воскресенье. 19 апреля
19:30
«Последнее письмо» по роману В. Гроссмана «Жизнь и судьба», режиссер – Фредерик Вайсман
В ролях: Катрин Сами
Копродукция Комеди-Франсез и ARTE при участии Canal+. 2001
Продолжительность – 1 час
Удивительный случай. Был знаменитый американский режиссер-документалист, которому пятью годами раньше заказали небольшой фильм о Доме Мольера. В итоге фильм получился четырехчасовым и получил название «Комеди-Франсез, или сумасшедшая любовь». Очевидно именно тогда, во время съемок режиссера привлекла актриса Катрин Сами – тогда старейшина театра. Привлекла настолько, что документалист обратился к художественному кино. Вернее, сначала к театру (фильму все-таки предшествовала театральная постановка). И вот в 2001 году Вайсман снимает монолог актрисы. Монолог матери. Черно-белый. Весь на крупных планах. Суровый, предельно лаконичный. Только свет и тень. Тень и свет. И глаза. И голос.
21:30
«Мизантроп» по пьесе Мольера, режиссер - Клеман Эрвьё-Леже
Снято в зале Ришелье. 2017
Продолжительность – 2.15
Хоть и под самый занавес театральной недели, но имя Мольера должно было возникнуть в программе показов. И он возник. В поставке Клемана Эрвьё-Леже с Лоиком Корбери в заглавной роли. Спектакль этот уже знаком тем, кто следит за кинопоказами Комеди-Франсез. Ровная, спокойная интерпретация, переносящая действие в наши дни, но далекая от нарочитой актуализации. Скорее, повествование, чем игра. Не яркие краски, а полутона. Такого «Мизантропа» интересно смотреть, если вы очень хорошо знакомы с пьесой и подустали от радикальных ее трактовок. Спектакль Эрвьё-Леже возвращает зрителя к тексту, к слову. Ну, и к тонкой вязи человеческих взаимоотношений. Но, к сожалению, он крайне затянут, а потому условному широкому нефранкоязычному зрителю будет, скорее, скучен.
Оригинал здесь - http://ptj.spb.ru/blog/dzhordzho-streler-ivo-van-xove-robert-uilson-obzor-blizhajshix-onlajn-translyacij-komedi-fransez/
13 апреля 2020 г.