25 янв. 2024

Восьмая "Карантинная"

Комеди Франсез – кажется, остается единственным театром, который изо дня в день делится со своим зрителем все новыми и новыми спектаклями. Не повторяясь и не прерывая трансляций. И это не случайно, ведь традиция к бережному сохранению своей истории у этого театра буквально в крови. А потому как только появилась подобная техническая возможность, все спектакли стали трепетно фиксироваться на пленку. Какие-то только для архива (и тогда в программе показов так и значится «архивная съемка»), а какие-то - специально для телепоказов. Так что – продлись карантин еще не один месяц – сокровищница Комеди Франсез не иссякнет. Итак.

Понедельник. 18 мая

19:30 «Упрёк(и)» по текстам А. Стриндберга, Г. Ибсена, И. Бергмана, реж. Анна Кеслер

В ролях: Эрик Рюф, Корали Заонеро, Франсуаз Жиллар, Селин Сами и др.

Снято в Studio-Théâtre. 2006

Продолжительность – 1.15

Редкая возможность увидеть на сцене Эрика Рюфа, который, став Генеральным Администратором Комеди Франсез, нечасто появляется на подмостках. А кроме того, история интересна и сама по себе – любопытный микс из произведений трех знаменитых скандинавов. В одном спектакли сошлись тексты «Норы» Ибсена, «Благих намерений» Бергмана и «Кто сильнее?» Стриндберга. Три пары, три возраста, три типа упреков и обид – не имеющие конца сцены из супружеских жизней…

21:30

«Женитьба Фигаро, или Безумный день» по пьесе Бомарше, режиссер – Кристоф Рок

В ролях: Лоран Стокер, Мишель Вюйермоз, Эльза Лепуавр и др.

Снято в зале Ришелье. 2008

Продолжительность – 2.35

Эту «Женитьбу Фигаро» многие, наверное, успели посмотреть в 2010 году, когда спектакль гастролировал по России. Сама по себе постановка, пожалуй, и не требовала бы особого внимания (все-таки интерпретаций – и неплохих – комедии Бомарше все видели множество), но на Лорана Стокера в роли Фигаро посмотреть стоит. Легкое обаяние, филигранное мастерство и глубокий драматизм – три идеальных артистических составляющих для роли Фигаро на этот раз счастливо сошлись воедино.

И даже не для сравнения, но любопытства ради - старый французский телефильм по той же пьесе. Тот случай, когда толком нет ни Фигаро, ни Сюзанны, когда засыпаешь на одной из самых смешных пьес мирового репертуара, но вдруг появляется граф Альмавива. И ты покорен. И живешь буквально от сцены до сцены, не понимаю, что, собственно, этой Сюзанне, вообще, еще от жизни желать?!

«Женитьба Фигаро», реж. Марсель Блюваль, в роли Графа – божественный Жан Рошфор - https://madelen.ina.fr/programme/le-mariage-de-figaro-ou-la-folle-journee (первые три месяца после регистрации доступ бесплатный)

Вторник. 19 мая

21.30

«Фигаро разводится» по пьесе Эдена фон Хорвата, режиссер – Жак Лассаль

В ролях: Мишель Вюйермоз, Бруно Рафаэлли, Флоранс Виала, Клод Матье, Дени Подалидес, Лоик Коребри и др.

Снято в зале Ришелье. 2008

Продолжительность – 2.20

В один год в зале Ришелье Комеди Франсез решили поставить две пьесы о Фигаро: одна о женитьбе, другая о разводе. Одна – классическая комедия Бомарше, другая – малоизвестная у нас драма Эдена фон Хорвата (написанная, к слову, между двумя мировыми войнами). Классику доверили молодому режиссеру (Кристофу Року), а куда более молодую пьесу – режиссеру-классику Жаку Лассалю. К слову, Мишель Вюйермоз (Альмавива из «Безумного дня», показанного накануне), на этот раз играет самого Фигаро, которому революция отнюдь не принесла радости «столь отрадной свободы».

Кристоф Рок, поставивший в Комеди Франсез «Женитьбу Фигаро», потом признавался, что узнав о желании театра воплотить за один сезон сразу две пьесы о Фигаро, он мечтал поставить не Бомарше, а Хорвата. Тогда его желанию не суждено было осуществиться. Но несколько лет назад мечта обрела свое воплощение и режиссер поставил-таки «Фигаро разводится». Правда, уже на сцене другого театра – в «Théâtre du nord» в Лилле. Так что сегодня можно сравнить две версии, а заодно узнать, куда Рок привел бы своего (увиденного публикой Комеди Франсез) Фигаро - https://www.theatre-contemporain.net/video/Figaro-divorce-Horvath-Christophe-Rauck-captation-integrale

Среда. 20 мая

21:30

«Федра» по пьесе Жана Расина, режиссер – Анна Дельбе

В ролях: Мартин Шевалье, Эрик Женовез, Франсуа Болье и др.

Снято в зале Ришелье. 1996

Продолжительность – 2.40

Судя по отзывам критикам, эта постановка расиновской «Федры», прежде всего, красива. Красива для глаза (роскошные костюмы создал Кристиан Лакруа) и красива для уха (расиновские стих звучат здесь с тем самым возвышенным пафосом, что исторически ассоциируется с Комеди Франсез). Но… пожалуй, эта красота во многом избыточна – она буквально растворяет в себе актерские работы, которые (в иных условиях) могли бы оказаться точнее.

Как точны, к примеру Доминик Блан и Эрик Рюф в «Федре» Патриса Шеро (театр Одеон). Тем, кто видел Агриппину Доминик Блан в «Британике» Комеди Франсез, обязательно надо увидеть и ее Федру, созданную десятилетием ранее. Невероятной силы и мощи актерская работа. К сожалению, нет возможности дать ссылку на полную онлайн-версию спектакля (он есть на французских торрентах), но вот хотя бы две сцены:

1 акт, 3 сцена - https://www.youtube.com/watch?v=AryMcrkMUOM

2 акт, 5 сцена - https://www.youtube.com/watch?v=tVojvGK7wHM

Четверг. 21 мая

19:30 «Кабаре Лео Ферре», художественное руководство – Клод Матье

В ролях: Мартин Шевалье, Вероник Велла, Александр Павлофф, Жюли Сикар, Серж Багдассарян, Кристоф Монтенез и др.

Снято в Studio-Théâtre. 2016

Продолжительность – 1.15

После музыкальных программ, посвященных Виану и Брассену, труппа Комеди Франсез подготовила свой оммаж еще одному знаменитому шансонье – Лео Ферре. Еще один пример того, что иначе как актерской песней не назовешь. Самой искренней и чистой актерской песней о времени и искусстве, о смерти и о любви.

21:30

«Митридат», опера Моцарта, режиссер – Клеман Эрвье-Леже

Театр Елисейских полей, Дижонская опера. 2016

Продолжительность – 2.55

Уже третью неделю по четвергам Комеди Франсез делится со зрителями музыкальными постановками, не имеющими прямого отношения к родному театру, но созданными кем-из его обитателей. На этот раз – опера от Клемана Эрвье-Леже, уже знакомого нам по постановкам «Мизантропа», «Исправленного щеголя» и «Критики «Школы жен». Плюс сценография Эрика Рюфа.

Отзывы об этой работе сосьетера Комеди Франсез весьма сдержанные, поэтому лучше попробовать успеть посмотреть (до 20 мая) работу другого сосьетера – Дени Подалидеса. Его «Мещанина во дворянстве», поставленного в Буфф дю Нор. Полный текст комедии-балета, слова и музыка – двух Жанов-Батистов (еще периода их дружбы и сотворчества), барочный дух и театральность. Возможно, все-таки все это несколько затянуто, но стоит того, чтобы попасть в копилку театрала - https://vimeo.com/414676978

Пятница. 22 мая

21:30

«Сколько любви!» по пьесе «Игра любви и случая» П. Мариво, режиссер – Валери Донзелли

В ролях: Жерар Жирудон, Александр Павлофф, Леони Симага, Сюлиан Браим, Ноам Моргенштерн, Пьер Ансисс

Копродукция с ARTE, 2013

Продолжительность – 1.20

И вновь теле-интерпретация пьесы, уже идущей на сцене Комеди Франсез. Валери Донзелли взялась за «Игру любви и случая» Мариво, поставленную перед этим с теми же актерами Галином Стоевым. Получилось у нее (неоднократной номинантки Каннского фестиваля) короче и живее. Герои стали нашими современниками, а слуги, наконец, получили возможность быть искренними в своей любви. В свой фильм Донзелли намешала и нарочитую театральность, и переосмысленную стилизацию немого кино, и элементы музыкальной драмы (исповедь Сильвии через песню Жанны Моро «L'Enfant que j'étais»), и просто классную актерскую игру (особенно хороши здесь добродушно-мастеровитый Жерар Жирудон в роли отца семейства и неожиданно остро-комедийная, хотя и не без драматизма, Сюлиан Браим), и… И выиграла. Это прекрасная возможность лишний раз убедиться, что Мариво отнюдь не почил в XVIII веке.

И, редкий случай, сразу же можно посмотреть и первоисточник – спектакль Галина Стоева. Надо сказать, это крайне увлекательный процесс – наблюдать за актерами, играющими те же самые роли, но в руках другого режиссера, озабоченного совсем иными мыслями по поводу прочитанной пьесы:

Часть 1 - https://www.youtube.com/watch?v=gG3KmXYGi78

Часть 2 - https://www.youtube.com/watch?v=gXf2Ro_GyZs

Суббота. 23 мая

21:30

«Пыль» по пьесе Ларса Нурена, режиссер – Ларс Нурен

В ролях: Доминик Блан, Дидье Сандр, Мартин Шевалье, Бруно Рафаэлли, Кристиан Гонон и др.

Снято в зале Ришелье. 2018

Продолжительность – 2.05

«Пыль» - одна из последних пьес Ларса Нурена, с которой он и вошел в репертуар Комеди Франсез. Причем режиссером здесь выступает (как и десятью годами ранее, но тогда на сцене Studio-Théâtre) сам автор. Более того, «Пыль» или, возможно, вернее сказать «Прах», Нурен создал специально для труппы Комеди Франсез. В этом есть красивый поклон прошлому: драматург-режиссер пишет пьесу для конкретных актеров и сам же ставит ее…Спектакль на пороге смерти и о пороге смерти. Спектакль о стариках и сыгранный «стариками» труппы. Доминик Блан, Дидье Сандр, Мартин Шевалье… Что еще нужно, чтобы захотеть увидеть эту совсем недавнюю постановку?

А увидев ее, можно вернуться к Нурену более молодому, сорокалетнему. К его, возможно, самой известной у нас пьесе «Демоны». Вернуться и посмотреть их в интерпретации молодого парижского театра современной пьесы Les Déchargeurs - https://www.youtube.com/watch?v=FkGYeKrDpBs

Да, и тогда уж, чтобы закончить северную тему, – еще один скандинавский драматург в постановке французов. «Одеон» выложил два спектакля Стефана Брауншвейга в театре La Colline по пьесам норвежца Арне Люгре:

«Я исчезаю» - https://vimeo.com/407503470

«Ничего от меня» - https://vimeo.com/363336070

Воскресенье. 10 мая

21:50 (на канале France 5)

«Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира, режиссер – Эрик Рюф

В ролях: Сюлиан Браим, Жереме Лопез, Кристиан Гоно, Жиль Давид, Дидье Сандр, Клод Матье и др.

Снято в зале Ришелье. 2016

Продолжительность – 2.40

И завершается восьмая «теле»-неделя Комеди Франсез Шекспиром в постановке Генерального Администратора театра Эрика Рюфа. С этого спектакля начались кино-показы Комеди Франсез в Москве и Петербурге. Спектакль – для робкого первого знакомства с труппой вполне подходящий, а вот для продолжения знакомства ему, пожалуй, чего-то не хватает. Хотя… после Электры («Электра / Орест» Иво ван Хове), пожалуй, захочется еще раз пересмотреть Джульетту Сюлиан Браим, чтобы в непримиримости юной веронской девушки вдруг обнаружить почти сестринское родство с яростной греческой царевной.


Оригинал в блоге ПТЖ - http://ptj.spb.ru/blog/komedi-fransez-odeon-buff-dyunor-nedelya-francuzskogo-teatra/

18 мая 2020 г.

Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum